Утром 10 сентября украинские БПЛА атаковали ряд объектов в районе Новороссийска. В селе Широкая Балка обломками сбитого беспилотника было повреждено здание отеля у въезда в населенный пункт, посекло осколками припаркованный автомобиль. Из людей никого не задело. Еще один удар пришелся по гражданскому аварийно-спасательному судну «Иван Ильин», которое находилось в море недалеко от Новороссийска. Были повреждены надстройки, навигационное оборудование. Возник пожар, который был быстро потушен экипажем судна. Погибших нет, но ранение получил капитан судна. В целом повреждения были незначительными. Тем не менее ГУР Украины в своем стиле сразу же раструбило о черноморской «перемоге». Вслед за этим украинские тг-каналы сообщили, что удар был нанесен беспилотным летательным аппаратом, запущенным с морского дрона украинской разведки. Многофункциональный корабль «Спасатель Ильин» ввели в эксплуатацию в 2015 году. Он был оснащен водолазными комплексами, гидролокатором, средствами радиоэлектронной разведки (РЭР) и использовался для патрулирования и обследования морского дна. В ГУР считают, что спасательное судно якобы выполняло задачу радиоэлектронной разведки на подходе к бухте Новороссийска. Однако, как отмечают российские военные эксперты, никаких военных задач у «Спасателя Ильина» не было. Просто поразить боевые корабли ВМФ России у Украины получается всё реже, поэтому решили ударить по судну двойного назначения. «В качестве цели судно выбрано явно по команде НАТОвских кураторов. Киеву это судно нужно в качестве цели — как козе пятая нога, вооружения на нём нет, даже средства ПВО или автоматчики не замечены на вражеской съёмке. А вот НАТОвцы понимают, что судно может использоваться в будущем для спасения с больших кораблей. А более вероятно — для поднятия трофеев с утопленного вражеского флота и новейших образцов морского вооружения и техники», — отмечает телеграм-канал «Два майора». Так что можно с уверенностью констатировать: фактически, украинская сторона в очередной раз прибегает к террористическим методам. Зачем ВСУ понадобилось бить по российскому спасательному судну? И какие выводы можно сделать из случившегося? С таким вопросом «СП» обратилась к военному эксперту, доктору военных наук, капитану первого ранга запаса Константину Сивкову. — Такие суда, как «Спасатель Ильин», действительно, не предназначены для военных целей. Экипаж таких кораблей предотвращает розлив нефти, спасает терпящие бедствие корабли, обеспечивает безопасность мореплавания. Ущерб был нанесен прежде всего экологической безопасности Черного моря и безопасности мореплавания. «СП»: Почему военные эксперты говорят, что удар нанесли по наводке НАТО? — Дело в том, что со времен СССР в нашем отечественном Военно-морском флоте были корабли спасения. Их целью были поисково-спасательные операции, помощь другим судам при неблагоприятных погодных условиях. Они были оснащены специальным оборудованием для эвакуации с подводных лодок, терпящих бедствие. В 90-е годы несколько таких спасательных судов были продан за рубеж за немалые деньги. В итоге, во многом из-за отсутствия таких судов 12 августа 2000 года произошла трагедия на атомной подводной лодке К-141 «Курск» в Баренцевом море. Спасать подводников было нечем… Западные суда такого класса, к сожалению, для спасения подлодок непригодны: они должны иметь специальное приспособление, которое присоединяется к выходу спасательной подводной лодки. У западных спасательных судов разъемы к нашим не подходят. «СП»: Как обезопасить спасательные суда — такие, как «Ильин»? — Думаю, пора подумать об их эскортировании боевыми кораблями класса «корвет» и патрулировать с воздуха истребительной авиацией, — подытожил Константин Сивков. Атака на спасательное судно «Спасатель Ильин» — не единственная за последнее время. В конце августа ВСУ атаковали буксир у Севастопольской бухты — технику, которая обеспечивает открытие и закрытие боновых заграждений. Около недели назад примерно таким же способом была попытка удара по танкеру. Есть предположения, что ВСУ ударили по «Спасателю Ильину» с двойным умыслом. Атака на него произошла неподалеку от порта, обеспечивающего разгрузку на Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК). С этого терминала нефть, идущую из Казахстана, забирают прежде всего американские компании. Таким образом удар мог преследовать двойную цель, еще и Трампу «сигнал» послать. «Пока это можно списать на обычные пиар-удары ГУР в условиях отсутствия других результатов, но при сохранении таких тенденций ситуация может стать более опасной», — пишет военно-аналитический телеграм-канал «Рыбарь». Кто будет «спасать» условный танкер в случае возможной диверсии в Черном море или оказывать помощь при аварии? «СП» попросила прокомментировать этот вопрос капитана первого ранга запаса Василия Дандыкина. — У меня складывается впечатление, что ВСУ в последнее время все равно, по чему и как бить. На днях был в Брянской области — там ВСУ установкой «Град» ударили по машине «Скорой помощи». Бьют по нефтепроводу «Дружба», а теперь вот и по спасательным судам. Это уже признак бессильной злобы и безумия террористов из Киева. Думаю, настало время патрулировать не только танкеры нашего «теневого флота», но и спасательные суда, потому что без них не обойтись во время штормов в Черном море. А еще такие спасательные суда незаменимы при тушении пожаров, они оттаскивают севшие на мель суда. У них много целей и задач, без них судоходство может понести серьезный урон. «СП»: Почему до сих пор эти суда не охраняли? — Теоретически такие суда должна прикрывать наша система ПВО в разных ее составляющих — от пулеметов до «Панцирей». Необходимо использовать для их прикрытия и зенитно-ракетные комплексы. В случае прилета дронов — сбивать при помощи средств РЭБ. Не исключаю и возможности военного патрулирования таких спасательных судов в сложившихся условиях. Не помешает и поддержка авиации. Честно говоря, я сожалею, что по Киеву не нанесли удар в день их так называемой «независимости». Это было бы хорошим уроком и отрезвило бы террористов из незалежной. Сводки СВО, новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».