Есть опасения, что британские вооруженные силы могут столкнуться с "хронической" нехваткой кораблей, пригодных для преследования российской военно-морской армады.
Ошибочка вышла. Уиткофф неправильно понял слова Путина. В США хаос и смятение
Боевые корабли, подводные лодки и шпионские суда российского военно-морского флота в последние месяцы все чаще проходят в Ла-Манш, а также в Северное и Ирландское моря.
Британские ВМС неоднократно поднимали по тревоге боевые корабли и противолодочные вертолеты на сопровождение российских судов, чьи действия вблизи британских вод военное командование называет "регулярными".
Однако военно-морские силы при выполнении этой задачи все больше полагаются на легковооруженные патрульные корабли вместо более мощных фрегатов и эсминцев.
Считается, что к несению службы пригодна только половина устаревших британских фрегатов типа 23, специализирующихся на поиске атомных подводных лодок.
Кроме того, реагировать на действия российской армады в британских водах способен всего один из шести эсминцев типа 45, каждый из которых стоит миллиард фунтов. Остальные находятся в ремонте или на обслуживании.
Эксперты по обороне опасаются, что возрастающая зависимость от небольших морских патрульных судов при выполнении таких задач свидетельствует о снижении возможностей ВМС.
Капитан 2-го ранга Том Шарп, который ранее командовал противолодочным фрегатом, глубоко обеспокоен тем, что маленькие патрульные корабли используются для слежения за российскими субмаринами.
"Это должен быть "надлежащий" военный корабль, который осуществляет сопровождение в целях демонстрации, сдерживания и сбора разведывательных данных — и обладает необходимой скоростью. Но мы делаем вид, что это не обязательно должно быть так, потому что у нас недостаточно кораблей", — сказал капитан 2-го ранга Шарп.
Такие действия — составная часть усилий вооруженных сил по сдерживанию. "Они имеют целью показать, что мы их видим, что мы в случае необходимости ни в чем им не уступим", — добавил он.
Однако, давая интервью Daily Mail, этот ветеран ВМС предупредил:
"Чтобы все это работало, мы должны реально ни в чем им не уступать. А патрульные суда, как бы они ни были полезны, им уступают.
И дело не только в размере. Есть элементы сбора разведданных, для которых фрегат лучше подходит. Если вы решили послать патрульный корабль на разведку по своему выбору, это одно дело. Но если вы отправляете патрульный корабль вынужденно, потому что у вас недостаточно фрегатов, тогда вы не сдерживаете — вы на самом деле обнадеживаете противника".
В последние месяцы патрульные корабли, включая Mersey, Tyne и Trent, используются для преследования подводных лодок и боевых кораблей вероятного противника.
В мае корабль Tyne в одиночку сопровождал российскую подводную лодку "Краснодар" и корвет "Бойкий" во время их прохождения через Ла-Манш.
В июне патрульному кораблю Trent была поставлена задача отслеживать российский фрегат "Адмирал Григорович", который вооружен мощной 100-миллиметровой морской пушкой и крылатыми ракетами.
В прошлом месяце базирующийся в Портсмуте патрульный корабль Mersey совместно с вертолетом Wildcat из состава 815-й военно-морской авиационной эскадрильи и со специализированным противолодочным вертолетом Merlin из 824-й военно-морской авиационной эскадрильи получил задачу сопровождать российскую субмарину "Новороссийск", когда та шла курсом на запад через британские воды.
Эти корабли также оказывали в текущем году поддержку фрегатам и эсминцам при выполнении аналогичных задач, когда те были отправлены на охоту за российскими судами и для наблюдения за ними.
Коммодор Стив Прест обеспокоен такой ситуацией. Он старается не придавать особого значения использованию небольших патрульных кораблей для слежения за русскими, однако выражает озабоченность по поводу общего состояния военно-морского флота.
"Мы не рассчитываем на то, что эти корабли будут воевать или вступать в стычки с группой русских в Ла-Манше, — сказал он Daily Mail. — Патрульные корабли мы отправляем для того, чтобы держать их под наблюдением, чтобы они знали, что мы здесь и в случае начала драки можем вызвать кавалерию. Но вопрос в том, есть ли "кавалерия", которую можно вызвать, если нужно будет пойти на эскалацию".
Размер флота в последние годы существенно сократился после того, как были выведены из эксплуатации несколько из 13 устаревших фрегатов типа 23. Оставшимся восьми кораблям уже продлевали срок службы, и многие из них будут списаны в течение следующих нескольких лет.
Фрегаты этого типа являются основой противолодочного флота с 1980-х годов, когда они были приняты в боевой состав ВМС. Изначально они были спроектированы в расчете на 18-летний срок эксплуатации.
Им на смену должны прийти современные фрегаты типа 26 и более простые корабли типа 32. Однако их строительство сопряжено с многочисленными задержками.
Несмотря на неудачи, министерство обороны по-прежнему уверено в том, что не будет никакого отставания в боеспособности, когда фрегаты типа 23 будут постепенно выводиться из эксплуатации с их последующей заменой.
Однако военные источники не столь оптимистичны. За закрытыми дверями в Вестминстере высказывают серьезные опасения, что сделать это будет невозможно. Об этом же предупреждают осведомленные сотрудники военного ведомства.
"Проблема в том, что у ВМС очень мало надводных кораблей для сопровождения … которые пригодны к эксплуатации... и там все чаще используют патрульные корабли, чтобы заткнуть дыры", — рассказал один такой источник.
Насколько известно Daily Mail, у ВМС сейчас имеется четыре пригодных фрегата в британских водах и один новейший эсминец типа 45 за миллиард фунтов стерлингов.
Все остальные фрегаты и эсминцы (их общая численность составляет 14) находятся либо в ремонте, либо на обслуживании, а три — Lancaster, Richmond и Dauntless — задействованы в операциях на Ближнем Востоке и в Индо-Тихоокеанском регионе в составе авианосной ударной группы.
Коммодор Прест добавил, что наличие четырех из восьми фрегатов — это уже хорошо, учитывая обычную ротацию, по нормам которой одна треть кораблей находится на боевой службе, вторая треть занимается боевой подготовкой, а третья проходит ремонт или плановое техническое обслуживание.
В то же время Прест предупреждает: "Для имеющегося у нас флота это неплохо. Вопрос в том, достаточно ли велик этот флот? Люди в Королевских ВМС хорошо делают свое дело, обеспечивая боеспособность устаревших кораблей, которых у нас ограниченное количество. Но у нас старые фрегаты, которые надо менять. Корабли типа 26 и 32 надо строить ускоренными темпами и вводить их в строй".
Теневой министр вооруженных сил Марк Франсуа опасается, что ВМС вот-вот столкнутся с серьезной нехваткой первоклассных боевых кораблей.
Это происходит в условиях "идеального шторма", когда большая часть эсминцев типа 45 выведена из эксплуатации на длительные ремонтные работы и переоборудование для усовершенствования их маломощных двигательных установок.
Между тем проблемы со строительством кораблей типа 26 на верфи BAE Systems в шотландском Глазго привели к дорогостоящей задержке программы сроком на 12 месяцев.
Первый корабль этого типа Glasgow должен был достичь уровня начальной оперативной готовности в октябре 2027 года.
Однако в этом году министр оборонных закупок Мария Иглс предупредила, что, скорее всего, это произойдет в октябре 2028 года, причем стоимость этой многомиллиардной программы увеличится на 233 миллиона фунтов.
Насколько известно Daily Mail, одна из проблем связана с тем, что у Glasgow большие трудности с коробкой передач фирмы David Brown, которая была поставлена с задержкой и оказалась не на высоте.
По словам источников, инженерам пришлось вырезать отверстие в корпусе корабля для выполнения необходимых работ по модификации редуктора. Министерству обороны доложили о неисправности коробки передач лишь спустя 20 месяцев после выявления проблемы.
Между тем есть опасения, что ВМС не смогут отправить дополнительный фрегат в Персидский залив после возвращения корабля Lancaster с задания по защите основных судоходных путей региона, где он находится в рамках многолетней миссии под названием "Операция Кипион".
Теневой министр Марк Франсуа рассказал Daily Mail:
"Если предположить, что Lancaster будет списан по возвращении из Персидского залива, и если учесть продолжающуюся замену двигателей на эсминцах типа 45 и ужасные задержки в строительстве новых фрегатов типа 26, то королевские ВМС в течение следующих нескольких лет будут сталкиваться с хронической нехваткой кораблей сопровождения.
Это идеальный шторм, вызванный нехваткой боевых кораблей, и он вряд ли нам нужен теперь, когда мы пытаемся сдержать таких как Владимир Путин".
Выступая ранее в этом году на фоне бурной активности России у британского побережья, министр вооруженных сил Люк Поллард сказал:
"Российские военные корабли все чаще проходят через Ла-Манш, и всякий раз, когда они это делают, корабль Королевских ВМС будет следить за ними. Я полностью уверен, и в этом должна быть уверена британская общественность, что Королевские военно-морские силы будут и дальше защищать наши воды и охранять наши подводные кабели".