Президент США заявил, что разместил подводные лодки ближе к Москве, — но этим лишь сделал их более уязвимыми.
"Хотите верьте, хотите нет". Трамп пригрозил России визитом Уиткоффа и санкциями
Президент Трамп объявил в пятницу, что в ответ на угрожающую риторику бывшего президента страны Дмитрия Медведева направил две атомные подводные лодки “ближе к России”.
Чем бы Трамп ни руководствовался, бряцая оружием, никаких стратегических преимуществ это развертывание не предлагает.
После переброски поближе к России пара ПЛАРБ класса “Огайо” — “бумеры” на сленге американских военных (от аббревиатуры ICBM — “межконтинентальная баллистическая ракета”, которая в обиходе произносится “ik-boom”. — Прим. ИноСМИ) или “бомберы”, если по-британски, — окажется на мелководье, что, в свою очередь, облегчит противнику их обнаружение. Кроме того, стремительное перемещение в любой точке мирового океана сопряжено с шумом и волнением на воде, что также повышает их уязвимость.
Если же Трамп имел в виду ударные подводные лодки, а не “бумеры”, то их он волен перемещать куда угодно: никакого значения для ядерных отношений с Россией они не имеют.
Американским “бумерам” же гораздо выгоднее оставаться там, где они находятся сейчас, — в толще Атлантического и Тихого океанов. Они движутся очень медленно и бесшумно, оставаясь под водой по 70 дней и более — эту смертельную игру в тихое сдерживание они ведут с Москвой последние 60 лет. Им незачем приближаться к России, чтобы поддерживать эту угрозу.
Каждая лодка типа “Огайо” несет ракеты дальностью более 11 200 километров и может достичь Москвы или любой другой точки России из любого океана патрулирования. Более того, они могли бы запускать ракеты по целям в России даже с тихоокеанской базы Китсап-Бангор в штате Вашингтон или в Кингс-Бей (штат Джорджия) на атлантическом побережье. Реальная сдерживающая мощь “бумеров” таится не в их возможностях — их ужасающая разрушительная сила прекрасно известна уже много лет, — а в способности оставаться неуловимыми и незаметными.
США стремятся держать на дежурстве в Атлантике и Тихом океане четыре или пять из 12 действующих ПЛАРБ. Каждая из лодок несет до 20 баллистических ракет Trident II D5, а каждая ракета — до 12 боеголовок с индивидуальным наведением, хотя некоторые из них, несомненно, будут ложными целями.
Каждая лодка типа “Огайо” может доставить в любую часть Северного полушария сочетание 240 ядерных боеголовок и ложных целей. Любой президент США знает, что у него есть возможность при первой же необходимости выпустить около 1 000 ядерных боеголовок, задействовав лишь одно из звеньев ядерной триады.
Поспешный же вывод в море дополнительных “бумеров” в качестве политического сигнала серьезно подорвет скрупулезно выверенные графики подготовки и обслуживания сменных лодок и экипажей в соответствии с доктриной непрерывного сдерживания на море. Эта мера будет рассматриваться лишь в самых крайних обстоятельствах и мало что добавит и без того огромному потенциалу Америки: эти возможности, по сути, окажутся излишними.
Россия уступает по разрушительной мощи американским “бумерам”, однако располагает более чем достаточным потенциалом сдерживания. Москва постепенно отказывается от советских подлодок класса Delta (принятое в системе НАТО собирательное обозначение четырех типов советских стратегических атомных подводных лодок: проекта 667Б “Мурена”, проекта 667БД “Мурена-М”, проекта 667БДР “Кальмар” и “проекта 667БДРМ “Дельфин”. — Прим. ИноСМИ), замещая их новейшими “бумерами” класса “Борей”.
Считается, что на данный момент Россия зарезервировала три старых подлодки класса Delta и семь из восьми подлодок класса “Борей” для запуска ядерных ракет. Каждый из “Бореев” может запускать 16 ракет “Булава” с шестью независимыми боеголовками дальностью 9 600 километров.
В отличие от расточительного американского подводного присутствия сразу в двух океанах, Россия, как принято считать, ограничивается одним или двумя “бумерами” для непрерывного сдерживания на море и рассчитывает в случае кризиса оперативно вывести в море другие подлодки. Если же это произойдет, это станет весьма четким сигналом для западных разведок.
Однако и у США, и у России более чем достаточно ядерной мощи, медленно бороздящей океанскую толщу, чтобы угрожать друг другу полным уничтожением. Это самая стабильная часть стратегического равновесия и ядерной триады, куда входят тяжелые ракеты шахтного базирования, планирующие авиабомбы и ракеты с ядерными боеголовками, и, наконец, баллистические ракеты подводных лодок, такие как Trident и “Булава”.
Места расположения глубоко заглубленных шахт хорошо известны и могут быть поражены с упреждением. Самолеты также могут быть обнаружены и атакованы до того, как сбросят боеприпасы, или даже еще на взлетно-посадочной полосе.
Подводная лодка в море может оставаться незамеченной, гарантируя обеим сторонам оружие возмездия. Даже при массированном и тотальном первом ударе по территории США “бумеры” останутся невредимыми — а с ними и угроза ответного удара. Единственная надежда агрессора — это попытаться так или иначе разомкнуть пусковую цепь, дающую команду на запуск ракет, а это большой риск.
Эта непрерывная теневая война дала обильный материал как писателям, так и аналитикам. Страстный дилетант Том Клэнси в 1984 году выпустил свой дебютный роман “Охота за “Красным Октябрем””, изобилующий поразительно точными техническими подробностями. Его талант к независимым умозаключениям встревожил Пентагон. Сам министр ВМС потребовал выяснить, “кто, черт побери, это согласовал”.
Когда ядерные ракеты на российских подводных лодках имели дальность всего 2 500 километров, регулярно появлялись сообщения о советских “бумерах” у Бермудских островов, примерно в 1000 километров от восточного побережья США. Так оно и было. Но Верховный главнокомандующий НАТО в Атлантике однажды заметил, что даже хотел бы, чтобы Россия разместила как можно больше своих ПЛАРБ как можно ближе: “В первый же час боевых действий мы выведем их из строя”, — пояснил он.
Действия у побережья противника всегда опасны. В 1986 году произошел взрыв на борту российской подводной лодки проекта 667А “Навага” (по классификации НАТО: Yankee, или “Янки”) К-219 в Саргассовом море к северо-востоку от Бермудских островов. Русские ее спасти не смогли. Поднять ее тайно пыталось и ЦРУ. Но подводная лодка погибла, унеся с собой на дно всё свое ядерное оружие. Эта катастрофа также послужила материалом для реалистического романа.
“Бумеры” — настоящие исполины среди подлодок. Лодки класса “Огайо” весят почти 19 000 тонн, “Бореи” — 24 000, а их советские предшественники были еще больше. Факт остается фактом: эти корабли могут эффективно выполнять свою сдерживающую роль лишь под покровом тишины, далеко в море и на большой глубине.
Майкл Кларк — приглашенный профессор кафедры оборонных исследований Королевского колледжа Лондона и бывший директор Королевского объединенного института оборонных исследований.