Чтобы ребенок развивал самостоятельность, важно определить его область ответственности и постепенно её расширять с учётом возраста. Об этом сообщила психолог центра содействия семейному воспитанию «Центральный» департамента труда и социальной защиты населения Ирина Петрова в интервью РИАМО.
Она отметила, что процесс развития самостоятельности у детей начинается с ранних лет. Главную роль в этом играют родители, которые помогают детям научиться принимать решения и нести ответственность. Они должны поддерживать детей, создавая условия для самостоятельного выбора, отметила Петрова.
Она подчеркнула, что для дошкольников критично освоение базовых навыков: умение есть, одевание и уборка игрушек. На этом этапе дети могут участвовать в простом выборе, например, определять, в какой футболке идти в детский сад или какую игрушку взять на прогулку.
С приходом школьного периода возможности детей для принятия самостоятельных решений увеличиваются: это касается учебы, хобби, взаимоотношений и семейных дел. Также возрастает и ответственность, особенно в отношении учёбы и выполнение домашних заданий.
«Подростки, освоившие навыки самостоятельности, уже способны управлять свободным временем, карманными деньгами, формировать круг общения», - сказала Петрова.
Она отметила, что каждый этап взросления значим для формирования уверенности в собственных силах у подростка. Проблемы могут возникнуть, если процесс воспитания даёт сбои.
«Чрезмерный контроль со стороны родителей в ранние годы может привести к неуверенности у подростков, из-за чего они начинают полагаться на чужое мышление», - заключила эксперт.
Ранее психолог Олеся Жихарева заявила, что дети становятся абьюзерами из-за насилия в семье.