Стратегическая безопасность остается одной из немногих тем для переговоров между Россией и Западом. Лондон открыт к взаимодействию с Москвой для поддержания глобальной безопасности, заявили «Известиям» в посольстве Великобритании в РФ. Россия же учитывает в своем военном планировании адаптацию ядерного арсенала Великобритании к потенциальному сценарию ведения широкомасштабных боевых действий в Европе, предупреждают российские дипломаты. На перспективы возобновления переговоров между РФ и Британией положительно влияет восстановление диалога Москвы и Вашингтона. Тем не менее в Лондоне сейчас не будут кардинально менять свою политику в отношении России, считают эксперты.
Перспективы диалога РФ и Великобритании
Великобритания открыта к диалогу с Россией по вопросам стратегической безопасности и нераспространения ядерного оружия, заявили «Известиям» в посольстве Соединенного Королевства в Москве.
— Великобритания по-прежнему привержена выполнению своих обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия и продолжает участвовать в стратегических дискуссиях по вопросам безопасности и нераспространения, включая взаимодействие с Россией в рамках процесса P5, — сообщил представитель посольства Великобритании в Москве.
В диппредставительстве Лондона подчеркнули, что сохраняют с Россией диалог на экспертном уровне на тему снижения ядерных рисков. Один из форматов — процесс Р5, инициированный Великобританией в 2009 году. Это канал для диалога между пятью ядерными державами (Великобританией, КНР, Россией, США и Францией) по вопросам реализации положений Договора о нераспространении ядерного оружия.
— Хотя незаконное вторжение России в Украину ограничивает прогресс, мы продолжаем диалог на экспертном уровне по вопросам снижения ядерных рисков и остаемся открытыми к содержательному обмену мнениями. Эти обсуждения важны для снижения риска просчетов и поддержания глобальной безопасности, — заключили британские дипломаты.
К слову, именно разное восприятие событий на Украине служит тормозом для переговоров по ядерной тематике. Россия начала специальную военную операцию в феврале 2022-го, чтобы обеспечить собственную безопасность и добиться демилитаризации и денацификации Украины. К этому привел вооруженный переворот в Киеве в 2014 году, который поддержали западные страны, в том числе Великобритания.

Тем не менее каналы коммуникации между Москвой и Лондоном остаются открытыми. При этом англичане под абсурдным предлогом сами лишили себя возможности общения по линии военных атташатов, заявили «Известиям» в посольстве РФ в Великобритании.
Диалог Москвы и Лондона фактически прекратился на фоне расширения санкций против России после начала СВО в 2022-м. В последний раз глава МИД Великобритании приезжала в Москву в феврале того же года, переговоры завершились безрезультатно. Министр иностранных дел России Сергей Лавров описал их как «разговор немого с глухим». Занимавшая тогда пост главы британского дипломатического ведомства Лиз Трасс заявила, что Лондон «никогда не признает суверенитет России» над Ростовской и Воронежской областями.
Круг тем, обсуждаемых двумя странами, сейчас ограничен. Лондон во многих случаях выступает инициатором антироссийских ограничений, а также оказывает огромную поддержку Киеву: свыше $16 млрд, по данным Кильского института. Сергей Лавров заявил в июне 2025-го, что Украина была бы беспомощна в террористических атаках против России без поддержки Великобритании.
Посол РФ в Соединенном Королевстве Андрей Келин ранее заявлял, что страна ведет диалог с Россией по Ближнему Востоку и климату, но старательно уходит от обсуждения украинской тематики. Однако в оборонной стратегии Великобритании в 2023-м было прямо указано, что Лондон готов активизировать каналы для деэскалации с Россией в «подходящее время».
На перспективы переговоров между Россией и Великобританией положительно влияет факт восстановления диалога Москвы и Вашингтона. Лондон — ближайший союзник Соединенных Штатов в НАТО, поэтому британцы следят за процессом нормализации российско-американских отношений, сказала в беседе с «Известиями» профессор СПбГУ Наталья Еремина.
— Стратегически сейчас британцы не готовы к изменению своей политики, там очень много взаимосвязанных проблем, прежде всего финансовых. Британские власти пытаются объяснить их агрессивной Россией, — считает эксперт.
Еремина отмечает, что стремление США переложить оборонные расходы на своих союзников также беспокоит британцев, поскольку рост военных трат усиливает социальную напряженность в стране. При этом в Москве к диалогу готовы. Глава МИД РФ Сергей Лавров 8 сентября заявил, что Россия не хочет кому-то мстить, не отталкивает бывших западных партнеров, но будет учитывать их действия в прошлом.
Чем грозит модернизация британских ядерных сил
Вопросы стратегической стабильности стали особенно важной темой на фоне противостояния России и Запада. Главный документ в этой сфере — СНВ-III — истекает уже в феврале 2026-го. Франция и Великобритания не подписывали его, но активно модернизируют свои ядерные арсеналы.
В июле Париж и Лондон утвердили новое соглашение по расширению сотрудничества: будет создана совместная группа ядерного управления. Две страны всё теснее координируют свои ядерные силы. Согласно открытым данным, на вооружении Франции находилось 290 ядерных боеголовок, тогда как Великобритания обладает 225 зарядами.
Замглавы МИД РФ Сергей Рябков в 2023-м заявил, что Россия будет учитывать способность США, Франции и Великобритании совместно использовать ядерные потенциалы против Москвы при определении дальнейшей судьбы СНВ-III. На Смоленской площади неоднократно указывали на необходимость привлечения Лондона и Парижа к переговорам по стратегической стабильности.
Россия учитывает наращивание ядерного потенциала Британии, а также расширение британско-французского взаимодействия в сфере ядерного сдерживания как с политической точки зрения, так и в военном планировании. Об этом «Известиям» заявили в посольстве РФ в Лондоне.
— В последние годы Британия предпринимает последовательные усилия по наращиванию своего ядерного потенциала. В качестве причин ссылается на внешние угрозы, в том числе якобы исходящие от России. Это подтверждает, что Лондон нацелен на адаптацию ядерного арсенала к потенциальному сценарию ведения широкомасштабных боевых действий в Европе, — отметили российские дипломаты.

При этом в посольстве России в Лондоне подчеркнули: не вымышленные, а вполне реальные угрозы для Британии исходят от неподобающего содержания ее ядерного арсенала — с учетом целой серии инцидентов на соответствующих военных объектах близ шотландского Глазго. Речь идет о выбросе радиоактивных веществ на военно-морской базе Клайд.
Ранее премьер-министр Великобритании Кир Стармер анонсировал программу модернизации ядерного арсенала, на нее будет выделено £15 млрд. Минобороны страны сообщило о намерении построить до 12 атомных подводных лодок для замены действующих. Кроме того, Соединенное Королевство вместе с Германией разрабатывает ракеты с дальностью действия более 2 тыс. км. В планах у Лондона также создание ракеты Nightfall дальностью 600 км, причем ее могут передать Украине.
Мир скатывается в новую гонку ядерных вооружений, поскольку все его обладатели запустили масштабные программы перевооружения. Однако у мировых лидеров есть понимание пагубности этого шага. Например, президенты России и США обсуждали сокращение стратегических вооружений на саммите на Аляске 15 августа. Соединенные Штаты стремятся к дальнейшему сокращению ядерных вооружений вместе с Россией, а также к подключению Китая к данному процессу, заявил президент США Дональд Трамп.
Подключение Китая, Великобритании и Франции к ограничениям и сокращениям ЯО — вполне корректная постановка вопроса. В 2021 году по снимкам коммерческих спутников стало понятно, что Китай проводит серьезное наращивание своих стратегических ядерных сил. По оценкам экспертов, к 2035-му число боезарядов, которым владеет Пекин, достигнет 1500, что примерно приблизится к тем цифрам, которые есть у США и России по ДСНВ-III, заявил «Известиям» кандидат политических наук и научный сотрудник центра международной безопасности ИМЭМО РАН Василий Климов.
— Россия симметрично в ходе приостановки своего участия в ДСНВ в 2023 году поставила вопрос о привлечении и учете потенциала Великобритании и Франции. Во Франции и Великобритании регулярно проходит модернизация ядерных сил, но значительного и серьезного наращивания не наблюдается, — заявил эксперт.
Климов подчеркнул, что необходимость сокращения стратегических ядерных сил — это обязанность всех пяти держав по Договору о нераспространении ядерного оружия. В ст. 6 говорится, что стороны обязаны осуществлять эффективные меры по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению.
Вновь актуальной в связи с этим становится инициатива Владимира Путина о переговорах в формате пятерки постоянных членов Совета Безопасности ООН: Великобритании, Китая, России, США и Франции. С таким предложением российский президент выступил в январе 2020 года. Этот формат мог бы позволить добиться прорыва в сфере стратегической стабильности. За последние десять лет основа контроля за ядерными вооружениями была подорвана. В частности, по инициативе США в 2019-м был разорван Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Также из Договора по открытому небу (ДОН) вышли США, а затем это вынуждена была сделать Россия.