Недавно в своем недельном обзоре я, в частности, написал, что новый американский удар по Ирану станет своего рода лакмусовой бумагой, которая покажет, сумеют ли Россия и Китай (особенно первая) сохранить статус мировой державы, ведь эта исламская страна является важным элементом в процессах интеграции, протекающих под контролем Москвы и Пекина.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Для России речь идет, в первую очередь, о политическом влиянии на мировой арене (так как военное, то есть ядерное, не ставится под сомнение, и так будет еще долго), а для Китая на первом месте стоит влияние экономическое, то есть торговля, так как в этом регионе Китай сейчас доминирует.
И для Россия, и для Китая Иран важен и как стратегический партнер. Для России Иран важен из-за геостратегического транспортного коридора Север — Юг, а для Китая Иран значим ввиду энергетических и инфраструктурных проектов, которые развиваются в рамках подписанных долгосрочных стратегических соглашений.
Удар неизбежен
Ускоренная переброска американской ударной группировки кораблей во главе с авианосцем из Южно-Китайского моря, которая недавно вошла в зону возможных оперативных действий против Ирана, подтверждает, что американский удар на самом деле неизбежен. Подобные масштабные передислокации сил очень дорого обходятся, и в политическом плане Вашингтону было бы трудно оправдать этот шаг, если в итоге "работа не будет выполнена". То есть результатом должен стать вооруженный удар, и сегодня с этим согласно подавляющее большинство известных мировых военных аналитиков.
Однако главный вопрос тут, к чему в итоге приведет этот удар. Ведь нет уверенности, что новый удар будет аналогичен тому, который США нанесли весной прошлого года. Тогда американские военно-воздушные силы в течение нескольких часов обстреляли ракетами некоторые иранские ядерные объекты и на этом завершили операцию. А что если новый удар будет направлен на физическое устранение иранского государственного руководства? Вместе с тем я полностью исключаю третий вариант — массированное военное вторжение с целью оккупировать Иран. Для этого нужна продолжительная военная подготовка и куда большая концентрация военных сил, прежде всего, пехоты и бронированной техники, чем есть сейчас.
Таким образом, если события будут развиваться по первому сценарию, то есть США нанесут удар по каким-то важным иранским военным или инфраструктурным объектам без уничтожения политического руководства страны, то это станет своеобразной PR-операцией Дональда Трампа, возможно, ради отвлечения внимания от осложняющейся внутренней обстановки в самих Соединенных Штатах Америки (речь о хорошо известных событиях и последующих протестах в Миннесоте против действий Федеральной правоохранительной службы США).
Однако если будет уничтожено государственное руководство во главе с аятоллой Хаменеи, который якобы уже скрывается в бункере глубоко под землей, то ситуация будет совсем другой. Станет понятно, что Дональд Трамп решил помочь задушенным протестам против режима, чтобы привести к власти преданное Америке правительство. Я напомню, что протесты были подавлены решительными действиями сил безопасности Ирана (западные политики и СМИ назвали их жестокими, но без жестокости масштабные протесты не подавить, так было всегда).
Вообще оппозиционных сил в Иране и без того мало, и вопрос в том, придет ли им кто-то на помощь извне, ведь сами они не в состоянии свернуть центральную власть из-за нехватки критической массы. Такой, например, какая была во время знаменитой иранской Исламской революции при свержении режима шаха Резы Пехлеви руками сторонников аятоллы Хаменеи. До революции он тоже жил за рубежом и, судя по многочисленным донесениям разведки, которые много лет спустя стали достоянием общественности, тоже пользовался поддержкой внешних сил, заинтересованных в протестах против ненавистного шаха, который к тому моменту уже начал приписывать себе божественные атрибуты, что считалось настоящим святотатством; кстати, ни одна революция в мире никогда не происходила без решающего, а нередко и организационного участия внешних сил.
Ход операции и цель, как и ее результат, дадут нам важные ответы
Таким образом, ход американской, по-видимому, неизбежной новой военной операции против Ирана, как и ее финальная цель и достигнутый результат, дадут нам окончательный ответ на вопрос о том, защищает ли Трамп этим ударом собственные политические шаги в США или он решил помочь Израилю, чтобы "навсегда" избавиться от иранской проблемы, а вместе с этим нанести новый удар по России и Китаю, продолжив устранять их ключевых стратегических партнеров по всему миру. Начало было положено в Венесуэле, а за Ираном легко может последовать и Куба.
Тут следует сказать, что, каким бы ни было стратегическое партнерство Москвы и Пекина с Тегераном, ни России, ни Китаю по соображениям безопасности не выгодно, чтобы режим в Тегеране получил ядерное оружие. Но точно так же им не выгоден и вероятный новый, прозападный режим, который стал бы источником новой нестабильности на юге России. Напомню, что великие империи, Российская и Персидская, конкурировали на протяжении столетий и воевали на Кавказе и в Центральной Азии. А упомянутый аятолла Хаменеи вскоре после стабилизации своей власти в ходе революции 1979 года начал активно распространять свое влияние в мусульманских республиках бывшего Советского Союза. Тем более что Москва в 1980 году вошла в Афганистан, и оставалась там до 1989 года, что Иран резко осуждал.
Москва вяло отреагировала на быстро растущую напряженность на Ближнем Востоке в связи с возможным ударом США по Ирану. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что Россия выступает за мирное решение на переговорах, так как другие варианты могут спровоцировать коллапс в регионе. Это ясно говорит о том, что Москва и на этот раз, как и в случае американской военно-разведывательной операции в Венесуэле и похищения Мадуро, не намерена вмешиваться военными средствами. Как и Китай.
Но ранее Москва давала понять, что Россия, в зависимости от развития событий в Иране, не исключает отправки в эту страну военной помощи в виде высокотехнологичного оружия для обороны ее суверенитета. Такую же позицию якобы занимал и Пекин, кстати, самый крупный, а сейчас и единственный импортер санкционной иранской нефти.
Что в итоге из всего этого выйдет, мы узнаем очень скоро. Ведь, как я уже писал выше (и то же я сказал за месяц до американской операции в Венесуэле), американский удар по Ирану неизбежен. Вопрос только, каким он будет и какую цель будет преследовать, то есть какой результат получит?
Конечно, вопрос, проводятся ли какие-то закулисные консультации между Вашингтоном, Москвой и Пекином по поводу всех тех драматичных событий, которые сейчас разворачиваются в мире, или все это часть игры Трампа для устрашения противников. Возможно, он просто "решает вопросы" с государствами по принципу "пока карта идет".
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: