Полярный регион превращается в важнейшую точку геополитической конкуренции. Стороны соперничают за стратегический Северный морской путь и размещают в Арктике самые передовые вооружения.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
В сердце Арктики за полярным кругом разворачивается скрытая, но крайне опасная военная игра. В последние годы Россия неуклонно расширяет свое присутствие на Кольском полуострове, где скрыт один из самых больших арсеналов оружия в мире.
По словам норвежского министра обороны Торе Сандвика, это оружие нацелено не только на Норвегию, но и на Великобританию, а через полюс — даже на США и Канаду. "В этом регионе мы глаза НАТО, и мы очень хорошо видим, что они делают", — на прошлой неделе заявил министр в интервью изданию The Daily Telegraph.
Путь на Лондон открыт: это заявление Лукашенко напугало британцев до смерти
На Кольском полуострове давно размещено российское ядерное оружие, и там же находится база Северного морского флота, основанного в 1733 году. Главный ядерный потенциал —это атомные подводные лодки, которые образуют хребет российских стратегических сил в Арктике.
Однако в отличие от 90-х годов, когда Норвегия помогала России зачищать заброшенные ядерные объекты, сейчас ситуация куда напряженнее. В настоящее время Кремль расширяет ядерный потенциал и строит новые подводные лодки четвертого поколения, которые постепенно заменяют более старые подлодки второго поколения.
Российская экспансия?
Александр Никитин, эксперт по российскому ядерному флоту из норвежской экологической организации Bellona Foundation*, рассказал нашему корреспонденту, что в свое время СССР расширял свой ядерный арсенал за счет количества подводных лодок. Сегодня Россия старается делать то же, значительно повышая качество плавсредств и разрабатывая новые носители.
"Разработка глубоководных систем "Посейдон", новых противолодочных сенсоров и испытания ракет "Буревестник" — явное тому доказательство", — говорит Никитин, который в прошлом возглавлял группу Инспекции ядерной безопасности Министерства обороны Российской Федерации. В 90-е годы он предупреждал об опасности, связанной с ядерным и радиационным наследием Северного флота, но вскоре его обвинили в госизмене, а потом сняли обвинения.
Хотя в СМИ часто говорят о "российской экспансии в Арктике", специалисты, к которым мы обратились, считают, что на самом деле русские проводят лишь модернизацию уже существующих баз и вооружений. Что касается равновесия сил между Россией и НАТО, а точнее между Россией и Соединенными Штатами, в области ядерного оружия, то по сути никаких изменений там нет.
Как считает аналитик в области безопасности Михал Сметана, русские скорее ищут подходящую стратегию и пытаются адаптироваться к изменениям, происходящим настороне Североатлантического альянса. "К таким изменениям относится, например, вступление Финляндии и Швеции в Североатлантический альянс, что повлияло на общую стратегическую ситуацию в регионе и требует соответствующих действий как со стороны России, так и со стороны НАТО", — заявил нам эксперт.
"В ядерной доктрине России ничего принципиально не меняется, и это важно понимать", — утверждает специалист по российским ядерным силам из Института ООН по исследованию проблем разоружения Павел Подвиг. Он отмечает, что шаги Кремля связаны, прежде всего, с важностью стратегического торгового и военного Северного морского пути, который Россия хочет защитить.
Важный регион
Арктика давно является важным с геополитической точки зрения регионом: не только из-за экономических интересов и добычи полезных ископаемых, но и, главное, из-за стратегического положения, обороны и возможностей проводить подводные операции. "В случае обострения конфликта именно этот регион может сыграть важнейшую роль в переброске сил и ракетных ударах", — подчеркнул Сметана.
Россия это прекрасно понимает и поэтому, как считает Подвиг, ведет некую бюрократическую игру. Командование ВС России и другие государственные чины подчеркивают стратегическую важность Арктики, чтобы получить больше средств и укрепить свое положение. "Когда армия акцентирует важность региона, ей выделяют больше средств под ее проекты и инфраструктуру", — объясняет эксперт.
Таким образом, подобные шаги — это скорее внутренняя мотивация, нежели сигнал о новой военной стратегии, хотя, конечно, они отражают растущую геополитическую напряженность в регионе. "Россия не собирается завтра нападать, и, скорее, это признак более широкой проблемы. Ухудшение отношений между Россией и Западом, возвращение ядерной символики — всё это создает атмосферу, в которой сила опять измеряется числом боеголовок", — добавляет Подвиг.
Того же мнения придерживается Александр Никитин, который расценивает расширение российского присутствия в Арктике прежде всего как демонстрацию силы Западу. "Раньше ядерный морской потенциал НАТО был намного эффективнее советского. Теперь Россия пытается сократить разрыв, но в текущих обстоятельствах для нее важнее показать свою так называемую силу. Это больше политическая игра, чем реальная подготовка к войне".
Но, как предупредил норвежский министр Сандвик, несмотря на потери на Украине (…), Северный флот остается нетронутым. То, что Россия продолжает его развивать, по мнению министра, настораживает, хотя и не означает, что ядерная война начнется завтра или на следующей неделе.
Подобные опасения высказал и председатель Военного комитета НАТО Джузеппе Каво Драгоне: "Россия занята боями на Украине, но в Арктике ее авиация и бомбардировщики оперируют без ограничений. Напротив, Россия строит там новые базы, размещает новые вооружения и расширяет свое присутствие. Поэтому нам не стоит считать Арктику спокойным местом, и мы должны прислушиваться внимательнее. Арктика говорит на собственном языке, и с ней связана масса амбиций и геополитических намерений".
Желание конкурировать на мировой арене недавно проявили Соединенные Штаты Америки. Президент Дональд Трамп призвал военное руководство США возобновить испытания ядерного оружия, чтобы страна не отставала от России и Китая.
"Из-за программ испытаний в других странах я поручил военному министерству начать испытания нашего ядерного оружия на равной основе. Этот процесс начнется немедленно", — написал Дональд Трамп в социальной сети незадолго до встречи с китайским председателем Си Цзиньпином в Южной Корее.
"Спецслужбы якобы донесли, что в ближайшие годы Китай планирует сравняться с США по числу вооружений. Поэтому президент видит необходимость в демонстрации силы, чтобы отреагировать на этот растущий военный потенциал. Похоже, формируется новая тенденция к запугиванию, но это глупо", — говорит Подвиг.
Также он добавляет, что надеется: Дональд Трамп не подразумевал реального возобновления ядерных испытаний, а, скорее, говорил об испытании ракет и других систем. "Беспокоит, что кое-кто немедленно интерпретировал его заявление как намерение начать взрывать ядерные бомбы. Надеюсь, что этого не будет".
Самый эффективный истребитель. Производство Су-35 растет, и неспроста: такой чудо-самолет нужен всем
Времена, когда мы полагались на США, прошли
В любом случае эксперты сходятся в том, что Европе нельзя недооценивать ситуацию. "Для европейских государств это означает, что прошли времена, когда мы могли полагаться только на силу американского флота, который постоянно контролировал Северную Атлантику и арктические моря. Нужно оценить и расширить собственные возможности", — предупреждает Никитин.
С ним согласен и Сметана, который предлагает несколько важных для обороны Европы принципов. "Очень важно разрабатывать и размещать разного рода сенсоры, благодаря которым мы сможем следить за ситуацией в регионе и быстро реагировать в случае конфликта. Очень важно также охранять полярную и военную инфраструктуру, то есть оборудование, имеющее стратегическое значение и подвергающееся риску", — разъяснил он.
По его словам, всё это вписывается в широкую стратегию, нацеленную на то, чтобы НАТО контролировала критически важные области, пусть даже Россия расширяет там свое военное присутствие. Также, по мнению эксперта, важно развивать боеспособность в регионе.
"НАТО важно сделать так, чтобы альянс мог безопасно пользоваться стратегическими трассами, важнейшими для него. Нельзя допустить, чтобы Россия имела возможность ограничивать мобильность наших сил или блокировать критические области. Для этого мы должны повышать общую боеспособность в Арктике, но не только для обороны, а еще и для поддержания стратегической стабильности и предотвращения возможных конфликтов", — подытожил наш собеседник.
*Нежелательная в России организация.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: