15 июня 2025 года — первое воскресенье после Троицы, которое Церковь посвящает Собору всех святых. Этот день также называют Петровским заговеньем — он завершает светлые недели Пятидесятницы и открывает путь к Апостольскому посту.
Первое воскресенье после Троицы
Праздник Собор всех святых появился в конце IV — начале V века. О нём говорил святой Иоанн Златоуст в своих проповедях, а святой Ефрем Сирин упоминал его в своих песнопениях.
Дата празднования была окончательно установлена в первую неделю после Пятидесятницы. Это неслучайно: ведь все святые получили благодать от одного и того же Святого Духа, который сошёл на Церковь в день Пятидесятницы, хотя прославились они в разное время и разными подвигами.
В церкви в этот день начинается чтение особых воскресных Евангелий о Воскресении Христовом, а на вечерне произносятся ветхозаветные тексты о святых. После Собора всех святых начинается Апостольский пост.
На литургии читают отрывок из Послания к Евреям, где святых называют «облаком свидетелей», и Евангелие, где говорится о том, что нужно открыто исповедовать веру, нести свой крест и быть готовым оставить всё ради Бога, чтобы получить вечную жизнь.
В церковных песнопениях святых называют красивыми метафорами: непрелестными светилами, божественным облаком, начатками естества, терпеливодушными. Их почитают как тех, кто своим примером, своими добродетелями делает землю похожей на небо, а их кровь считается драгоценным украшением Церкви.
Собор всех святых: правила для верующих
— Пост не соблюдается, служба проходит как обычная воскресная праздничная литургия.
— Рекомендуется читать молитву всем святцам — о помощи, заступничестве и примирении с Богом.
— Желательно поучаствовать в богослужении. Если такой возможности нет, нужно дома почитать Евангелие и тропари.
— Не стоит устраивать шумные гулянья перед постом, злоупотреблять питанием или заниматься суевериями — праздник духовный, а не языческий.
Обливания водой, потопление берёзки и обычаи Петровского заговенья
В этот день проводили обряды, связанные с подготовкой к посту, — например, обливались водой, чтобы в пост войти с чистым телом, душой и намерениями.
Ещё продолжались Троицкие гулянья, и многое было связано с берёзкой, которая считалась не просто деревом, а символом красоты и девичьей надежды. Потому для женщин обряды с деревом считались особенно сильными.
Обычно в Семик перед Троицей в лесу искали красивую берёзку с длинными гибкими ветками. Её украшали лентами, бусами, венками, платками, а потом завивали — нагибали к земле, скручивали ветки в венки, делали из верхушек косы или связывали деревья между собой. Считалось, что так передаётся сила природы самой девушке — для красоты, здоровья и будущей семьи.
После украшения берёзы девушки выбирали себе куму — подругу на всю жизнь. Обменивались крестиками, целовались через венок и дарили друг другу подарки — бусы, платки, серьги. Такие подруги назывались кумушками.
Потом под берёзку звали парней, устраивали угощение, а после — гулянья парами. Семик считался разгульным праздником, когда молодёжь вольничала. Поэтому Церковь относилась к этим обычаям с настороженностью.
В Петровское заговенье берёзку срубали, разносили по домам, ставили в храмах, украшали улицы. А иногда топили в реке, «отпев» её как невесту. Или разрывали на веточки и разбрасывали по полям, чтобы земля стала плодородной. Эти обряды символизировали силу жизни, плодородие и женское начало.
Петровское заговенье (также называемое Всесвятским или Русальным) праздновалось в воскресенье после Троицы и символизировало прощание с весной и начало лета. По всей России проходили молодёжные гулянья, купания, водились хороводы, зажигались костры. В некоторых регионах устраивали обряд «похорон весны» — с чучелами Ярилы, Костромы, русалки. Эти действия отражали древнюю идею умирания и воскресения природы.
Надо сказать, что Церковь с осторожностью относится к этим обычаям. Стоглавый собор 1551 года резко осудил подобные обряды, а в 1875 году Священный синод запретил украшать храмы молодыми берёзками, разрешив только цветы и кустарники. Причина — в желании отделить народные обряды от подлинной христианской традиции.
Истинный символ христианских праздников — обновление души. Церковь принимает цветы и зелень как символ новой жизни во Христе, даруемой через Святого Духа. Главное — не внешний обряд, а внутреннее преображение и стремление к духовным плодам.
Кому молиться в Петровское заговенье
15 июня 2025 года — это переходный день между радостью Троицы и началом Петрова поста. Утром молятся на Соборе всех святых, а после готовятся к духовному подвигу через заговенье — символическое очищение, молитву и внутренний настрой на пост.
В этот день хорошо почитать:
— молитву Собору всех святых — важно просить о заступничестве и поддержке в начале духовного пути;
— апостолам Петру и Павлу, ведь пост служит подготовкой к их памяти и святому подвигу.
— местным святым.