Отрава у дома: производителям «Мистера Сидра» запросили почти 10 лет колонии

ИЗВЕСТИЯ 3 дней назад 3
Preview

Красноглинский райсуд Самары 8 сентября начал прения сторон по делу о массовом отравлении напитком «Мистер Сидр» — его употребление в 2023 году привело к смерти 50 человек в разных регионах страны. На скамье подсудимых два предпринимателя — Анар Гусейнов и Артем Айрапетян. По версии следствия, они купили 4 тыс. л спирта, который был украден со складов самарского МВД. Как выяснилось позже, в спирте оказался ядовитый метанол. Прокурор запросил для обоих подсудимых девять лет и девять месяцев колонии общего режима. Это почти максимальная санкция, которая предусмотрена законом по статье о массовом отравлении людей суррогатным алкоголем, пояснили юристы.

Как люди отравились сидром

Производители суррогатного алкогольного напитка «Мистер Сидр», из-за отравления которым с 3 июня по 20 сентября скончались 50 человек, могут отправиться в колонию на девять лет и девять месяцев. Такой срок в ходе прений сторон в Красноглинском суде Самары запросил подсудимым Анару Гусейнову и Артему Айрапетяну прокурор.

Ядовитый «Мистер Сидр» продавался в розлив в Самарской и Ульяновской областях, а также в сетевых магазинах в Удмуртии. Некоторым пострадавшим даже небольшого объема оказалось достаточно, чтобы попасть в реанимацию. Всего, по данным следствия, напитком отравились более сотни человек, из них 50 скончались.

Индивидуальный предприниматель и учредитель ООО «Анди» Анар Гусейнов производил «Мистер Сидр» с 2022 года в поселке Винтай Самарской области, сообщили в СК. Напиток поставлялся в различные регионы России.

В мае 2023 года еще два фигуранта дела — Дмитрий и Алексей Егоровы — вместе с сотрудником полиции Иваном Гребенкиным похитили со склада ГУ МВД России по Самарской области 6 т метилового спирта. Он хранился там, так как ранее был изъят сотрудниками силового ведомства в ходе проверок. Склад охранял Гребенкин. Егоровы продали украденный спирт Артему Айрапетяну, а тот — Анару Гусейнову.

Спирт поставляли под видом этилового, но фактически это был ядовитый метанол — по цвету и запаху они практически не отличаются.

Из этой жидкости и произвели «Мистер Сидр», которым массово отравились люди. Экспертиза показала наличие в напитке метанола. По данным следствия, изготовители сидра намеренно отказались от соблюдения естественной технологии приготовления напитка. Так они пытались сократить расходы и время изготовления.

После серии отравлений Роспотребнадзор изъял 66,5 тыс. л «Мистера Сидра» в 15 регионах страны. Его поставки были заблокированы на всей территории России.

Гусейнова и Айрапетяна задержали сразу после ЧП и предъявили обвинение в производстве и реализации спиртосодержащей продукции, не отвечающей требованиям безопасности, повлекшей по неосторожности массовую гибель людей (ч. 3 ст. 238 УК РФ).

Также были задержаны отец и сын Егоровы и бывший полицейский Гребенкин. В феврале 2024 года суд в Самаре признал всех троих виновными в хищении спирта (ч. 3 ст. 158 УК РФ) и приговорил к срокам от трех лет и трех месяцев до трех с половиной лет колонии общего и строгого режима. Вину фигуранты признали.

Что сказали потерпевшие

Во время прений прокурор попросил суд при назначении наказания учесть степень общественной опасности совершенного преступления — оно считается тяжким и направлено против здоровья населения.

— Смягчающим обстоятельством прошу считать наличие у подсудимых малолетних детей, — сказал прокурор. — Учитывая исключительную тяжесть последствий, считаю необходимым назначить подсудимым наказание, близкое к максимальному.

Родные пострадавших подали к подсудимым несколько исков о возмещении морального ущерба. У жительницы Ульяновска Розы Исметовой из-за отравления «Мистером Сидром» умерла дочь. Она потребовала взыскать с фигурантов 1 млн рублей.

123

Фото: ТАСС/УМВД России по Ульяновской области Этикетки алкогольной продукции «Мистер Сидр» в магазине. 2023 год

Погибла дочь и у жительницы Самары Ольги Крайновой. Женщина рассказала «Известиям», что 5 июня 2023 года той должно было исполниться 38 лет. День рождения собирались отмечать на природе.

— Пока ждали возвращения сына из техникума, дочь выпила баночку сидра, — рассказала женщина. — Потом звонит и говорит: «У меня падает давление, я плохо себя чувствую, давайте отменим поездку». После этого у нее отключился телефон, и я подумала, что она уже спит. На ночь внук остался у меня, утром прибегаю, а она уже вся посиневшая.

Еще одна пострадавшая, Татьяна Швецова из Димитровграда Ульяновской области, потребовала возместить вред, который был нанесен ее здоровью, — женщина долго лежала в реанимации. Опасный токсин ударил в том числе по зрению, которое так до конца и не восстановилось. Татьяна Швецова потребовала взыскать с ответчиков 5 млн рублей.

123

Фото: ТАСС/УМВД России по Ульяновской области Коробки с алкогольной продукцией «Мистер Сидр» в магазине. 2023 год

Общая сумма заявленных исков от потерпевших превышает 46 млн рублей. Все исковые требования подсудимые признали. Прокурор потребовал сохранить арест на денежные счета подсудимых до полного исполнения приговора в части гражданских исков.

Гусейнов и Айрапетян признали вину частично, они заявили суду, что не знали, что в спирте, из которого был изготовлен «Мистер Сидр», содержится метанол.

Какой срок могут получить подсудимые

Прокурор запросил для Гусейнова и Айрапетяна почти максимальную санкцию, по статье о производстве опасного алкоголя она достигает десяти лет лишения свободы, рассказал «Известиям» адвокат московской коллегии адвокатов «Союз юристов» Илья Дроздов.

— Безусловно, суд в случае признания обвиняемых виновными будет обязан учесть характер наступивших последствий, а именно массовое отравление людей и гибель 50 человек, — сказал адвокат. — В этом случае суд может избрать обвиняемым наказание, приближенное к максимальному.

Запрошенный подсудимым почти максимальный срок закономерен при массовых последствиях, связанных с гибелью людей, сказал «Известиям» глава AVG Legal Алексей Гавришев. По его словам, ст. 238 УК РФ предполагает сочетание умышленного нарушения правил безопасности продукции и неосторожного отношения к последствиям.

— Тот факт, что подсудимые не знали о наличии в спирте метанола, не освобождает их от ответственности, — отметил адвокат. — Для привлечения по этой статье следователям не нужно доказывать, что у подсудимых был умысел отравить людей метанолом. Достаточно, что продукция была небезопасной, а производитель или продавец должен был и мог обеспечить контроль сырья и качества, но не сделал этого.

Число погибших не влияет на наказание напрямую — оно всё равно не превысит 10 лет лишения свободы. Но фактический масштаб трагедии влияет на оценку отягчающих обстоятельств, а также на количество исков потерпевших.

— В таких делах запрос обвинения и назначение суда обычно тяготеют к верхней части наказания, — сказал адвокат.

Неосведомленность подсудимых о метаноле не может рассматриваться судом как смягчающее обстоятельство, поскольку здесь ключевое значение имеет несоблюдение обвиняемыми требований безопасности, добавил Илья Дроздов.

— Если бы они знали о наличии смертельно опасного вещества в их продукции, речь бы шла о намеренном отравлении людей, — сказал адвокат. — И тогда их бы судили за умышленное причинение смерти и умышленное причинение вреда здоровью.

Запрошенный обвинением срок, учитывая массовость отравления, адекватно отражает тяжесть последствий преступления, резюмировал Илья Дроздов.

 

Читать в ИЗВЕСТИЯ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'