Открытие маршрутов Армения–Азербайджан–Турция грозит Грузии до 20% транзита

ЦАРЬГРАД 3 дней назад 28
Preview

Грузия может утратить до 20% транзитных грузов в случае открытия новых маршрутов между Арменией, Азербайджаном и Турцией. С таким прогнозом в интервью Sputnik Армения на полях международной конференции «Форум Орбели 2025: строя мир и многостороннее сотрудничество» в Ереване выступил директор Центра исследования транспортных коридоров Паата Цагареишвили.

По оценке эксперта, при разблокировании транспортных связей в регионе первыми начнут функционировать автомобильные направления. Запуск железнодорожного сообщения, по его прогнозу, потребует около пяти–шести лет, поскольку армянский участок остаётся в подвешенном состоянии.

«Это время страны региона используют для анализа и перестройки логистических маршрутов. Новые направления между Арменией и Азербайджаном неизбежно сократят грузопотоки через Грузию — потери могут составить порядка 1,5–2 млн тонн», — отметил Цагареишвили.

По расчётам эксперта, такие потери эквивалентны примерно 15–20% транзитного потока Срединного коридора. В настоящее время по территории Грузии ежегодно перевозится примерно 18–20 миллионов тонн грузов.

Цагареишвили указал, что потери такого масштаба имеют существенное значение для транспортной и экономической инфраструктуры страны. По его словам, Тбилиси необходимо уже сейчас предпринимать меры по сохранению конкурентоспособности. Среди них — пересмотреть тарифную политику, развивать транспортную инфраструктуру и вводить стимулы для грузоперевозчиков.

Эксперт также акцентировал внимание на потенциале Центральной Азии. Только в Казахстане в 2023 году было сгенерировано 132 миллиона тонн грузов, однако в Грузию поступило лишь около 2% этого объёма. По мнению Цагареишвили, и Грузии, и Армении следует активнее бороться за привлечение этих грузопотоков.

С открытием новых направлений конкуренция в регионе заметно усилится. В таких условиях основная задача Тбилиси и Еревана — активизировать привлечение грузов из стран Центральной Азии и направлять их через собственные транзитные коридоры.

Кроме того, Грузия рискует утратить часть грузопотока, который в настоящее время следует из Турции в Армению транзитом через её территорию. Сейчас грузы доставляются в Грузию, перегружаются в терминале в Тбилиси и затем направляются в Армению. После открытия армяно-турецкой границы эти перевозки могут пойти напрямую, минуя Грузию.

Ереван может подключиться к Срединному коридору через железнодорожную ветку Каян–Раздан. В этом сценарии грузы из Китая доставлялись бы по Каспийскому морю в Азербайджан, затем — в Армению и через Ахурик — в Турцию.

Отдельное ответвление ТМТК возможно в направлении Грузии и Ирана при условии восстановления железнодорожной линии в Сюникской области. Теоретически контейнерные потоки из Китая, Индии и стран Персидского залива смогут поступать в иранский порт Чабахар. Далее они проходили бы через Иран и Армению в европейские направления с использованием портов Черноморского бассейна. В этом случае Армения могла бы выступить стыковочным звеном между несколькими странами и ключевыми транспортными коридорами региона.

 

Читать в ЦАРЬГРАД
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'