"Опасный прецедент". ЕС берет на себя слишком много, особенно Фон дер Ляйен

ИноСМИ 3 часов назад 21
Preview

Профессор Маркус К. Кербер (69), юрист по конституционному праву (Берлинский технический университет), предупреждает: "Замораживание средств Центрального банка России — это беспрецедентное нарушение табу". Даже во время Второй мировой войны к этому не прибегали — государствам нужны функционирующие платежные системы. Предусмотренные гарантийные обязательства заведомо невыполнимы, — говорит он в интервью Exxpress.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Exxpress: Вы уже давно подвергаете отсутствие правовых полномочий Евросоюза на оказание военной поддержки Украине критике. Почему?

Маркус К. Кербер: Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен действует так, как будто она глава правительства, а ЕС — оборонный союз. Предоставление средств — будь то в виде кредитов на поддержку или для укрепления обороноспособности третьего государства, которое не является ни членом, ни кандидатом в члены — представляет собой крайне незаконный акт. Для этого нет никаких правовых оснований. Удивительно, что главы правительств это одобряют.

Российские резервы в качестве залога — нарушение табу

— Вы имеете в виду запланированное использование средств Центрального банка России. Почему вы считаете это проблемой?

— Многие страны ЕС не хотят платить или не могут этого сделать, не подвергая риску свою кредитоспособность. Поэтому, в основном под давлением Франции, возникла идея использовать в качестве залога активы Центрального банка России, находящиеся на хранении в Euroclear. Это уникальный случай в истории.

Даже во время Второй мировой войны не прибегали к использованию активов воюющих стран, поскольку даже у государств, находящихся в состоянии войны, должны быть функционирующие платежные системы. Если объявить международному игроку, такому как Россия, что его валютные резервы теперь принадлежат Европейскому союзу, это будет беспрецедентным нарушением иммунитета государств и, следовательно, международного правопорядка.

Запад оказался в ловушке: без переговоров с Путиным он загнется от кризиса

Бельгия требует полных гарантий — государства ЕС понесут ответственность

Как Бельгия, страна, в которой находится клиринговая палата Euroclear, отреагирует на эту инициативу?

— Премьер-министр Бельгии — как владелец банка Euroclear — хочет полностью обезопасить себя. Гарантии, которые должны дать европейские государства, распространяются не только на эту сумму, но и на все будущие санкции, которые Россия может ввести против Бельгии или третьих стран. Реакция России, по всей вероятности, выйдет далеко за рамки судебных исков.

Каковы будут последствия таких гарантий для государств-членов?

—Подобные гарантии требуют обязательного одобрения со стороны парламентов стран, поскольку возврат облигаций ЕС, обеспеченных российской валютой, в виде последующих репараций со стороны России крайне маловероятен. Репарации такого масштаба не выплачивались никогда в истории, даже Германией после Первой мировой войны. Поэтому риск дефолта составляет 100%

Министру финансов Германии пришлось бы отстаивать это решение в бундестаге, как и его коллегам в Люксембурге или Греции. В конечном итоге, вероятно, снова заплатили бы более крупные страны. Этот процесс показывает, с какой легкостью Евросоюз переступает границы законности, создает нагрузку на международные платежные системы и подвергает государства-члены непредсказуемым рискам.

Бюджетное право: Карлсруэ игнорируют

— Федеральный конституционный суд установил четкие границы в подобных случаях. Неужели в данном случае это игнорируется?

— Да, однозначно. Это решение противоречит судебной практике Федерального конституционного суда, согласно которой бюджетные риски при принятии финансовых мер в ЕС должны быть предсказуемыми, что в данном случае не соответствует действительности.

Рисковать доверием к ЕЦБ? Опасный прецедент

— Какую роль здесь играет Европейский центральный банк (ЕЦБ)?

— Мне трудно представить, что Европейский центральный банк одобрит внезапную экспроприацию или блокировку активов партнерских центральных банков, например, российского. Глава ЦБ РФ, Эльвира Набиуллина, пользуется большим международным авторитетом. Объявляя таким учреждениям, что их резервы в размере 50 миллиардов долларов "заморожены", вы создаете опасный прецедент.

Гарантии распространяются на личную безопасность

— Премьер-министр Бельгии выступает против этих мер г-жи фон дер Ляйен, не так ли?

— Он не только выступает против, но и требует гарантий, которые выходят далеко за рамки реального риска. Он хочет получить компенсацию за все, что может произойти с Бельгией в результате этого решения. Бельгия — небольшая страна с населением чуть менее 12 миллионов человек — об этом не следует забывать.

— В чем именно заключаются эти гарантии?

— Не только в финансовой защите, но и в личной безопасности определенных лиц. Речь идет о больших рисках. Нужно точно знать, что можно предпринять против такого человека, как Путин, а что нельзя.

Стратегия ЕС: вооружение, санкции, передача власти

— Как бы вы описали текущую общую стратегию Европейского союза?

— Она состоит в основном из трех элементов: вооружение в ответ на агрессию, санкции, расширение полномочий ЕС.

Это служит прежде всего определенным экономическим интересам: оборонная промышленность ликует, ее акции растут на бирже, портфели заказов заполнены — отрасль, которая раньше неоправданно считалась грязной, вдруг стала не только приемлемой, но и очень востребованной.

— Урсула фон дер Ляйен назначила комиссара по вопросам обороны – очередное нарушение закона?

— Да. Эта функция не предусмотрена в договорах ЕС. Бывший премьер-министр Литвы Кубилюс занимает эту должность, не имея на то никаких правовых оснований. Статья 346 Договора о ЕС не дает Комиссии таких полномочий. Удивительно, что главы правительств государств-членов терпят такое поведение.

Однако федералисты видят в этом возможность вновь расширить рамки компетенции — как это уже было с Лиссабонским договором или во время пандемии коронавируса. Каждый кризис используется для усиления власти под лозунгом: "Альтернативы нет".

Без США альянс НАТО ослабнет

— Какую роль США играют в этой структуре?

— Соединенные Штаты не хотят участвовать ни в финансовом, ни в военном плане. Однако без них не удастся заставить Путина пойти на уступки. Текущая стратегия не приводит ни к окончанию конфликта, ни к надежному сдерживанию. Программы вооружения рассчитаны на пять-десять лет — танки и самолеты не производятся за несколько недель.

— Говорите ли вы о распаде трансатлантического альянса?

— НАТО разрушается. США открыто ставят под сомнение свои обязательства по альянсу и требуют от европейцев "плату за защиту" — термин, который я сознательно заимствую из мафиозного жаргона. Плату за защиту требуют, не предоставляя ничего взамен.

США действуют аналогичным образом: они требуют доступ к сырью, а взамен предлагают военную защиту. Таким образом, Запад все больше отдаляется от своих собственных ценностей. НАТО уже давно перестала быть альянсом демократических стран.

Требуется реальная политика: раскол выгоден Путину

— Что это означает для Европы и ее соседей, например, для Турции?

— Турция никогда не была безупречной демократией. Но сейчас весь альянс — от Еврокомиссии до Вашингтона и Брюсселя — разваливается, что в конечном итоге играет на руку Путину.

Разногласия по поводу обращения с активами Центрального банка России показывают, насколько расколота Европа. Вместо того чтобы действовать сообща, на повестку дня выносят вопросы, которые создают новые конфликты.

— Как вы считаете, какой путь был бы правильным?

— Европа должна наконец начать вести самостоятельные переговоры — в том числе по вопросам, которые до сих пор были табу, таким как территориальные уступки Украины. Это касается и президента Зеленского, и его окружения. За ним уже давно не стоит подавляющее большинство украинцев. У меня много знакомых на Украине: люди просто терпят этого человека. Ежемесячно тысячи молодых украинцев покидают страну.

— Что сегодня поставлено на карту? На что должна ориентироваться Европа?

— Главный вопрос: можно ли в разумные сроки гарантировать независимость Украины от России? Для этого необходимо перемирие —даже если оно продлится всего три года.

— Вы часто и резко критиковали военную операцию Путина. Почему же вы против действий Евросоюза?

— Текущая ситуация заставляет нас реалистично оценивать соотношение сил. Можно, конечно, настаивать на том, что Крым был присоединен в нарушение международного права, но он находится в руках России, и Россия его не вернет (Крым был присоединен к России в результате всенародного референдума. – Прим. ИноСМИ).

Кто продвигает эту повестку дня – и почему?

— Профессор, вы говорите, что определенные политические круги в Европе особенно активно продвигают поддержку Украины. Кого именно вы имеете в виду?

— Совокупность интересов вокруг г-жи фон дер Ляйен и определенных политических сил — в том числе в Германии — приводит к тому, что Украина продолжает получать поддержку. Но Украина не является ни членом НАТО, ни членом ЕС. Значит, Европейский союз берет на себя слишком много.

Нам как можно скорее нужно трезво взглянуть на ситуацию и соотношение сил. Принимать решение по этому вопросу должны главы правительств стран-членов ЕС, а не г-жа фон дер Ляйен и президент Украины. Все остальное играет на руку Путину и подрывает авторитет Европы.

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'