Предельно допустимую долю расходов для расчета субсидий на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг малоимущим россиянам предложили установить по всей стране в размере 15%. Для одиноких пенсионеров и многодетных семей уровень составит 10%. С такой инициативой выступили в Госдуме. Субсидия может помочь сотням тысяч граждан, проживающих в регионах, обращают внимание эксперты. Однако принятие предлагаемых изменений потребует дополнительного бюджетного финансирования. Хватит ли денег на новую норму — в материале «Известий».
Новый порядок
В России может измениться порядок расчета субсидий на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг. Инициатива коснется малоимущих россиян, пенсионеров и многодетных семей. Соответствующий межфракционный законопроект внесен в Госдуму.

В пояснительной записке к проекту закона напоминается, что субсидия, выделяемая на эти цели, является одной из мер социальной поддержки граждан. Финансируется она из бюджета субъекта РФ, но регулируется федеральным законодательством.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ при определении права граждан на получение субсидии применяется допустимая доля расходов на оплату жилого помещения и ЖКУ в совокупном доходе семьи. Размер максимально допустимой доли устанавливается региональными властями.

Ее размер находится на уровне 22%. Регион может установить долю ниже федерального стандарта, но решение об этом будет зависеть от его финансовой обеспеченности. В большинстве субъектов такой возможности нет, из-за чего максимально допустимая доля расходов остается на федеральном уровне.
Сейчас в большинстве регионов действует правило: если траты на коммуналку превышают 22% от общего дохода семьи, можно получить субсидию, напоминает эксперт по ЖКХ Дмитрий Бондарь. Эта цифра установлена постановлением правительства РФ №541 от 29.08.2005.

Сложность состоит в том, что субъекты федерации находятся в весьма разных финансовых условиях, отмечает эксперт Кирилл Парфенов. Большинство субъектов РФ — дотационные, то есть сами получают помощь из федерального бюджета. Только наиболее богатые регионы могут себе позволить устанавливать очень низкий порог, после которого семья признается нуждающейся в помощи на оплату коммунальных расходов, указывает специалист.
— Сегодня складывается парадоксальная ситуация: в Москве с высоким уровнем жизни максимальный размер расходов на ЖКУ для семьи установлен в 10%, в большинстве других бедных регионов максимально допустимый уровень расходов соответствует федеральному — 22%. Получается, что в регионах с высоким уровнем жизни, где живущих за чертой бедности мало, социальная защищенность выше, а в регионах с низким уровнем жизни и уровень социальной поддержки намного ниже, — обращает внимание доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Вадим Ковригин.

В связи с этим в условиях значительного роста тарифов на коммунальные услуги, фиксирующегося в 2025 году, и роста коммунальных задолженностей авторы инициативы считают нужным пересмотреть подходы к адресному предоставлению субсидий на ЖКУ. В первую очередь предлагается изменить величину максимальной доли расходов на оплату в доходах семьи — это позволит обращаться за мерой поддержки большему числу малообеспеченных граждан.
Для малоимущих россиян максимально допустимую долю собственных расходов хотят установить на уровне 15%. Для одиноких пенсионеров и многодетных семей она составит 10%.

«Принятие предлагаемого законопроекта снизит социальную напряженность в обществе, поскольку позволит большему числу малообеспеченных граждан получать финансовую помощь по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, снизит количество неплательщиков жилищно-коммунальных услуг, что положительно скажется на деятельности предприятий ЖКХ», — убеждены парламентарии.
Редакция «Известий» направила запрос в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. На момент выхода публикации ответ не поступил.
Парадокс бедных
Субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг — одна из важнейших мер социальной поддержки граждан, испытывающих финансовые трудности, подчеркивает доцент по кафедре государственного и муниципального управления, кандидат политических наук Кирилл Парфенов.
Законопроект направлен на сглаживание проблем с социальным обеспечением россиян в разных регионах, полагает он. Заметное понижение максимально допустимого уровня расходов на ЖКУ резко увеличит число тех, кто имеет право претендовать на субсидию.
— Сложно точно сказать насколько, но в целом по России минимум в два-три раза точно. Субсидия при ее нормальном распределении без излишних проволочек и с необходимым контролем реально может помочь сотням тысяч и даже миллионам российских семей, проживающих в нестоличных городах, — убежден собеседник «Известий».

Инициатива позволит семьям, находящимся в стесненных финансовых условиях, сохранить еще от 7% до 12% совокупного дохода, уточняет Парфенов. Исключение составят лишь жители тех субъектов Федерации, где порог для назначения субсидии и сейчас установлен на очень низком уровне.
— Для семей, которые живут трудно, каждая тысяча рублей — серьезные деньги, которые позволяют купить лекарства, чуть-чуть более дорогие продукты, подарки детям, — уверен эксперт.

Однако нужно иметь в виду, что перспектива предоставления субсидии зависит не только от совокупного дохода семьи, но и от множества других факторов, таких как необходимость платить взносы на капитальный ремонт, дополняет Парфенов.
Изыскать средства
Принятие предлагаемых изменений потребует дополнительного бюджетного финансирования, обращает внимание Дмитрий Бондарь.
— В материалах к законопроекту прямо указано, что необходимо будет увеличить финансирование для поддержки регионов. Точная сумма пока не называется, это вопрос уже к будущим бюджетным планированиям, — отмечает он.

Трудно сказать точно, сколько потребуется расходов на реализацию инициативы, согласен Вадим Ковригин. В 2024 году субсидии региональным бюджетам на эти цели составили более 12 млрд рублей. Между тем в столице, по данным департамента экономической политики и развития города Москвы, на выплаты субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг семьям с низким уровнем дохода были запланированы расходы в сумме 23,8 млрд рублей, уточняет эксперт.
Но нужно учитывать, что в Москве процент семей с низким уровнем дохода от всей численности семей намного меньше, чем, к примеру, в Курганской области, подчеркивает собеседник «Известий».
— Даже если мы пропорционально распространим расходы города Москвы с максимальной планкой в 10% на субсидии семьям на всю Россию, то получим расходы в более чем 230 млрд рублей. А процент домохозяйств, что могут претендовать на субсидию, в регионах будет больше, — прогнозирует Ковригин.

По его подсчетам, совокупные расходы федерального бюджета в результате могут составить более 400 млрд рублей.
Путь к упрощению
Кроме того, идея законопроекта, как считает Дмитрий Бондарь, упускает важный нюанс. Главная проблема заключается не в том, чтобы просто снизить проценты, а в том, чтобы людям было проще получить помощь.

В порядке предоставления субсидий новая норма закона ничего не меняет, уточняет Вадим Ковригин. Для получения субсидии можно подать обращение через единый портал государственных услуг, в центрах «Мои документы» или региональных центрах социальной защиты населения.
— Перечень документов, необходимых для получения субсидии, включает удостоверение личности (паспорт), документы о доходах, об основании пользования жилым помещением (договор найма, свидетельство о праве собственности и т.д.), документы о составе семьи и иные необходимые бумаги, — перечисляет эксперт.
Однако многим гражданам, особенно пожилым или больным, тяжело собирать справки и ходить по инстанциям, отмечает Бондарь. Чем слабее и беспомощнее человек, тем труднее ему выполнять сложные бюрократические требования, убежден он.
— Лучше не настаивать на радикальном снижении процентных показателей, а увеличивать реальное количество получателей помощи за счет упрощения доступа к ней, — рекомендует собеседник «Известий».
