Европе сейчас нужно очень много беспилотников и как можно быстрее. И чтобы помочь Украине в ее противостоянии с Россией, и для собственной обороны. Если дело дойдет до худшего сценария и Владимир Путин решится на удар по ЕС, Европу должны будут защищать не только танки, зенитные ракеты и боевые самолеты, но и заслон из десятков тысяч дронов (Россия не планирует нападение на страны Европы. — Прим. ИноСМИ).
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Во Франции автопроизводитель Renault по просьбе Министерства обороны начинает выпуск беспилотников. Для этого компания Renault намерена сотрудничать с оборонной компанией Turgis Gaillard и на двух своих французских заводах производить в месяц до 600 дронов-камикадзе, сопоставимых по мощности с дальнобойными беспилотниками, которыми Россия наносит удары по украинской инфраструктуре.
В Германии тоже звучат все более настойчивые призывы подключить автопром к производству беспилотников, чтобы как можно быстрее выйти на большие объемы в производстве. В стране после событий 2022 года действительно сформировалась успешная индустрия производства дронов: компании и стартапы вроде Helsing, Quantum, ARX Robotics или STARK Defence изготавливают беспилотники для Украины и, вероятно, вскоре будут производить продукцию также для бундесвера. Они вкладывают миллионы в исследования и разработки, выступают драйверами инноваций.
И все же у автопрома есть решающее преимущество перед небольшими стартапами, считает эксперт по обороне от ХДС Родерих Кизеветтер: отрасль знает, что такое индустриализация и массовое производство, и умеет быстро масштабироваться. "Поэтому я считал бы очень разумной стратегией, если бы и немецкие автопроизводители попытались зайти в военное производство — не только дронов, но и беспилотных наземных платформ и других разработок".
Страны НАТО застигнуты врасплох. Россия в два счета воплотила их худший кошмар
С ним согласен и представитель СДПГ по вопросам обороны Андреас Шварц. По его словам, из-за перехода отрасли на электромобили и растущей конкуренции со стороны Китая бизнес-модель немецкого автопрома "начала шататься". По данным Института экономических исследований (Ifo-Institut), загрузка мощностей в немецком автопроизводстве по состоянию на ноябрь составляла около 84%.
Свободные мощности, предлагает Шварц, можно частично использовать для выпуска компонентов для беспилотников или других оборонных изделий. Это помогло бы не только сохранить рабочие места, но и укрепить цепочки поставок и устойчивость оборонной отрасли. Шварц называет это "большим шансом" для индустрии.
Автоконцерны отвечают уклончиво
У крупных автоконцернов комментарии, впрочем, довольно скупые. В Volkswagen представитель компании напоминает, что компания Renault еще в начале XX века строила танки. До сих пор, говорит он, во Франции участие гражданской промышленности в оборонных проектах имеет иную традицию, чем в Германии. У Volkswagen пока "нет собственного производства вооружений и нет никаких планов" в этом направлении. Если же производителям дронов понадобится поддержка в вопросе, как "быстро и надежно масштабировать" выпуск продукции, Volkswagen "может консультировать, опираясь на наш опыт индустриализации производственных процессов".
В Mercedes заявляют, что выпускают "гражданские автомобили", которые при необходимости можно адаптировать под особые требования ведомств, военной сферы или гуманитарных организаций. Это включает "специальные версии авто для спасательных работ и задач по обеспечению обороны", а также, например, дополнительную камуфляжную окраску, но не установку вооружений. Доля таких машин, по оценке компании, "значительно меньше 1%" от общего бизнеса.
В BMW представительница компании заявила, что концерн понимает: после поворотного момента в политике обеспечения безопасности автопроизводители оказались в фокусе внимания властей как "потенциальные поставщики" вооружений. Но компания BMW "не производит и не поставляет военную продукцию или технику", ее изделия "используются исключительно в гражданском секторе".
Хофрайтер: "Надуманные предубеждения" автопрома
Депутат бундестага от партии "Зеленые" Антон Хофрайтер считает такую позицию излишне осторожной и упрекает автопром в "надуманных предубеждениях" против военного производства. Во времена холодной войны, напоминает он, автоконцерны были обязаны планировать производство так, чтобы в чрезвычайной ситуации его можно было перенастроить на выпуск танков или другой техники. Сейчас, по его словам, компании не должны "снимать с себя ответственность".
Однако Франк Зауэр из Университета вооруженных сил Германии в Мюнхене сомневается, что для Volkswagen или Mercedes было бы разумным выпустить сотни тысяч готовых дронов, которые затем где-то на складе ждали бы "часа X". В отличие от танка или самоходной гаубицы, производство которых занимает много времени, зато затем изделия долго служат, беспилотные технологии быстро устаревают. На Украине, отмечает Зауэр, иногда хватает лишь нескольких недель, чтобы противник приспособился к текущему поколению дронов, и тогда их приходится переделывать.
Классическое автопроизводство к такой динамике не приспособлено, говорит он. "Автомобильные линии сильно автоматизированы и рассчитаны на колоссальный эффект масштабирования. Если вы однажды перевели линию на выпуск дрона, вы не развернете ее за четыре недели на другой продукт". Лучше, считает Зауэр, искать "более гибкие решения".
Поэтому для специалистов по обороне ключевым становится понятие "модульное производство". Эксперты из стартапов по производству дронов, которые знают запросы военных на передовой и действуют гораздо динамичнее, могли бы упаковывать чувствительные компоненты — те, что особенно быстро устаревают, — в легко заменяемые модули. А то, что не так быстро выходит из строя морально — аккумуляторы, моторы или роторы, — можно заранее выпускать крупными сериями. В том числе на мощностях автопрома.
Многие автоконцерны и сегодня поставляют отдельные компоненты, например шасси, "сторонним компаниям", которые затем "могут собирать и продвигать их для военных целей", как формулируют идею в Mercedes. За последние месяцы обмен между гражданской и оборонной промышленностью заметно усилился, особенно в сфере беспилотных технологий. Так, кельнский производитель двигателей Deutz с прошлой осени поставляет приводные и энергетические системы для дронов компании ARX Robotics. В декабре производитель дронов Helsing объявил о сотрудничестве с франконским автопоставщиком Schaeffler, который будет поставлять определенные компоненты.
Немецкий стартап по производству дронов Quantum использует в своих аппаратах электронные компоненты производителя строительной техники Liebherr и хочет расширять кооперацию с "немецкими промышленными партнерами". Операционный управляющий компании Нильс Ферстер заявил в интервью Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung (F.A.S.), что из-за "резко выросшего спроса" промышленный выпуск крупных партий все сильнее выходит на первый план. "Многочисленные автопоставщики" уже проявили интерес к тому, чтобы поддержать Quantum, например, с литыми пластиковыми рамами или в промышленном производстве печатных плат.
Даже самый совершенный дрон бесполезен, если его нельзя быстро выпускать огромными партиями
Генеральный директор ARX Robotics Марк Витфельд (Marc Wietfeld) считает, что ответственность за "поворотный момент" в оборонной сфере лежит не только на отрасли поставщиков, но и на крупных автоконцернах. "Дроны, беспилотные легкие самолеты, управляемые ракеты — всё это можно производить и на мощностях VW, BMW или Mercedes, нужно лишь захотеть". Чтобы страна действительно была способна к обороне, убежден Витфельд, необходимо задействовать ее "индустриальную базу". В Германии это автопром и машиностроение.
По его словам, "новая оборонка" принципиально отличается от прежних времен, когда бундесвер заказывал у промышленности танки или гаубицы и затем годами ждал поставок. Сегодня нельзя делать ставку на технически лучший танк или лучший дрон, разработка которых занимает годы, — в первую очередь нужно думать о стоимости и гибком производстве. "Даже самый совершенный дрон бесполезен, если его нельзя быстро выпустить партией из сотен тысяч".
Однако, подчеркивает Витфельд, дело не только в автопроме — свой вклад должна внести и политика. Правительству не обязательно проводить столь жесткую политику директивного управления, как во Франции в случае с Renault. "Но если компании нашли друг друга и есть и венчурный капитал, и масштабируемость производства, тогда правительство должно выделить деньги, чтобы предприятиям было выгодно. У компаний должна быть инвестиционная определенность, даже если чрезвычайная ситуация, надеюсь, так и не наступит".
Решит ли бюджетный комитет этот вопрос 23 февраля?
Инвестировать "на всякий случай" — эту дилемму политики хотят решать с помощью так называемых контрактов на поддержание мощностей в готовности. Представитель СДПГ по вопросам обороны Андреас Шварц (Andreas Schwarz) считает: на первом этапе бундесвер должен получить столько дронов, чтобы обеспечить подготовку военнослужащих и иметь достаточный резерв на случай чрезвычайной ситуации. "Цель бундесвера в том, чтобы каждый военнослужащий умел управлять дроном так же, как винтовкой". Затем промышленность должна гарантировать обществу, что в чрезвычайной ситуации сможет в кратчайшие сроки резко нарастить выпуск изделий. Контракты на поддержание мощностей в готовности позволят компаниям уже сейчас инвестировать в будущие производственные возможности. Если наступит чрезвычайная ситуация, базовую платформу для дрона можно будет быстро масштабировать и оснащать самым актуальным программным обеспечением. "Это дает обеим сторонам предсказуемость в планировании".
По словам Томаса Рёвекампа (Thomas Röwekamp), депутата от ХДС и члена комитета по обороне, Германия на первом этапе намерена закупить для бундесвера до 10 000 дронов. Как утверждается, компании Helsing и Stark недавно успешно представили прототипы изделий. Дрон концерна Rheinmetall, по имеющейся информации, для военных убедительным не оказался.
Представитель "Зеленых" по вопросам обороны Себастиан Шефер заявил изданию F.A.S., что ожидает следующего процесса: Министерство обороны 23 февраля обратится в бюджетный комитет с просьбой выделить средства на производство дронов у Helsing и Stark. Речь, как сообщается, идет о вооруженных дронах, которые находятся на ступень выше, чем "Герань", которой Россия сейчас наносит удары по Украине. В отличие от нее, дроны производителей Helsing и Stark должны уметь кружить над районом боевых действий, самостоятельно распознавать и поражать цель. Оба прототипа беспилотников прошли проверку в боях на Украине, заявил Шефер. По информации издания F.A.S., контракт может предусматривать предоставления до 300 миллионов евро на каждого из партнеров по договору.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: