Морское право сильного: хуситы берут пример с американцев

НПМ 6 часов назад 5
Preview

6 июля сухогруз Magic Seas под флагом Либерии, принадлежащий Греции, дедвейтом 63 тыс. тонн, следовавший из Китая к Суэцкому каналу, был атакован в Красном море восемью катерами с вооружёнными хуситами и четырьмя морскими дронами. Два дрона были уничтожены бойцами ЧВК, находившимися на сухогрузе, а два других попали в левый борт. Затем десант хуситов захватил сухогруз. Повстанцы установили на его борту шесть мощных зарядов и подорвали их. Сухогруз затонул. Экипаж Magic Seas на надувном плоту был подобран поспешившим на помощь контейнеровозом Safeen Prisma. 7 июля ещё одно судно под флагом Либерии, принадлежащее Греции, под названием Eternity C было атаковано беспилотниками и четырьмя быстроходными катерами в 49 морских милях к юго-западу от Эль-Худайды, когда двигалось на север в сторону Суэцкого канала. Дроны ударили по мостику судна, в результате чего четыре члена экипажа погибли и ещё двое получили ранения. 8 июля судно снова подверглось атаке двух БПЛА, в результате чего экипаж и охрана были вынуждены покинуть его, а на следующее утро судно затонуло. Ответственность за нападение взяли на себя хуситы. Они заявили, что атаковали судно с помощью беспилотного летательного аппарата и шести баллистических и крылатых ракет, а также опубликовали подтверждающее видео. Семь членов экипажа были спасены, а 14 пропали без вести. США обвинили хуситов в их похищении. Атаки хуситов на торговые суда в Красном море являются нарушением морского права (МП). Но нелишне вспомнить, что пиратством в южных морях первыми занялись США ещё в самом начале XXI века. В ноябре 2002 г. корабли под звездно-полосатым флагом развернули охоту за северокорейским сухогрузом «Со-Сан». Американцы попытались высадить на него десант. Но над палубой судна (видимо, специально) были подвешены десятки стальных тросов, которые не дали боевым вертолётам сесть на палубу. В конце концов 9 декабря 2002 г. «Со-Сан» был перехвачен испанским фрегатом Navarro F85 примерно в 300 км к юго-востоку от Йемена. Пушки «испанца» открыли предупредительный огонь по курсу «Со-Сана». А когда сухогруз остановился, испанские снайперы перебили канаты, что дало возможность высадить на борт «Со-Сана» десант с вертолета. На борту судна были найдены оперативно-тактические баллистические ракеты типа «Скад». Самое забавное, что ОТБР были закуплены правительством Йемена, который на тот момент был союзником США. И пришлось янки возвращать северокорейские ракеты владельцу. Обратим внимание, что американцы напали на «Со-Сан» не за какие-то враждебные действия, а просто за то, что на судне развевался северокорейский флаг. В ноябре 2019 г. американский эсминец DDG-98 захватил каботажное иранское судно. 15 февраля 2020-го крейсер GG-90 (типа «Тикондерога») повторил этот «подвиг». По данным зарубежных СМИ, оружие, найденное на борту обоих судов, было отправлено американцами на Украину. Хуситы переняли американский опыт, и с 19 ноября 2023 г. начали атаковать проходившие через Красное море суда, которые доставляли грузы в Израиль. В результате этих нападений объём мировой торговли меньше чем за полтора месяца сократился на 1,3 процента. В январе 2024-го хуситы заявили, что таким образом мстят за «американо-британскую агрессию против нашей страны». 3 мая 2024 г. военный представитель Йеменских вооружённых сил SPC, связанных с хуситами, Яхья Сари в выступлении по телевидению объявил: «мы будем атаковать любые суда, направляющиеся в израильские порты в Средиземном море, в любой зоне, до которой мы сможем добраться». В связи с перемирием в Секторе Газа в конце января 2025 г. хуситы объявили о частичном прекращении нападений на торговые суда. Не исключено, что последние атаки хуситов вызваны осложнением ситуации в Газе, а главное, с попытками Трампа заключить сделку, предусматривающую депортацию палестинцев из Сектора. Какова должна быть реакция России в связи с этими инцидентами? Хорошо бы напомнить эстонцам, финнам и «разным прочим шведам», что ВС РФ в случае захвата в Балтийском море танкеров с нашей нефтью будут действовать по американским и израильским лекалам. Можно предложить западным странам созвать конференцию по морскому праву? Поскольку его старые статьи не выполняются целым рядом государств. Новые правила должны гарантировать полную безопасность торговых судов всех стран в нейтральных водах вне зависимости от того, что они перевозят и какие ограничения принимают отдельные страны. Пора бы определить правовой статус надводных и подводных дронов, поскольку в нынешнем МП они вообще не упомянуты. Расширенно трактуя существующие правила, командир корабля может захватить или расстрелять дрон как предмет, мешающий судоходству. Уже было несколько инцидентов в Южно-Китайском море и Персидском заливе, когда военные корабли КНР и Ирана захватывали и поднимали на палубу своих кораблей американские дроны. Правда, США начинали угрожать силой, и дроны пришлось вернуть: иранцам — через несколько часов, а китайцам — через пару недель. Запад, скорей всего, отвергнет предложение России об устройстве конференции по морскому праву. США любые ограничения не выгодны, они привыкли жить по принципу «что хочу, то и ворочу». Англия, Франция, ФРГ начнут чваниться, мол, не хотим сидеть с русскими за одним столом, пока идёт конфликт на Украине. Но и это будет успехом России. Раз Запад отказался даже обсуждать проблемы МП, у нашего флота развязаны руки.

 

Читать в НПМ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'