Сегодня 18 сентября на Основной сцене театра «Современник» в спектакле «Папа» впервые сыграет актриса Мария Аниканова, известная широкой публике по сериалам «Когда на юг улетят журавли», «Линия Марты», «Ещё один шанс», «Русские горки», всем сезонам сериала «Нюхач» и др.
По сюжету Анна (Виктория Толстоганова) для своего отца Андрэ (Сергей Шакуров), который давно болен деменцией, нанимает медсестру (Мария Аниканова).
«То, как это написано в пьесе, — как будто списано с моей личной истории, - призналась aif.ru актриса Мария Аниканова. - У меня летом умер папа, а перед этим был долгий период его болезни. Это было настолько трагично и глубоко, что спектакли давались очень тяжело...
Лично для меня пьеса ставит вопрос, на который нет однозначного ответа — где эта грань тяжелейшего выбора: должны ли мы, столкнувшись с такой ситуацией, вместе с ними уходить в их реальность или же не стоит замораживать свою жизнь? Передо мной тоже стоял выбор — класть отца в хоспис или нет. Прислушаться к нему или к своей интуиции? Мы долго не решались, но все же пришли к тому, что не справляемся. В день, когда должны были приехать сотрудники хосписа, он умер. Хорошо, что это произошло дома, у меня было ощущение, что он почувствовал, что его хотят увезти.
К слову, я принципиально не смотрела фильм с Энтони Хопкинсом до работы над ролью: боюсь повторить чье-то решение. Хочу слепить образ из собственного понимания. Посмотрю фильм позже, когда роль будет готова»
Следующие показы состоятся 15 и 29 октября.
По замыслу создателей постановки, спектакль «Папа» даёт шанс соприкоснуться со страхом, знакомым, должно быть, каждому человеку, — страхом позабыть, кто ты на самом деле. Это пронзительное погружение в мир, где рушится личность, а единственным спутником остается ужас потерять свою самость.
Постановка ставит перед зрителем сложные вопросы. Что если сознание, работавшее как швейцарские часы, выходит из строя? Что делать, если мысли становятся зыбкими, грань между реальностью и сном стирается, а память безвозвратно ускользает?
Напомним, автор пьесы «Папа» - французский писатель Флориан Зеллер, в 22 года написавший свой первый роман, получил славу драматурга стремительно. В 2016 году The Guardian назвала его «самым ярким молодым драматургом нашего времени». Его пьесы переведены на многие языки и пользуются популярностью во всем мире.
«Папа» — самая известная из них, отмеченная престижной премией «Мольер» и номинированная на британские театральные премии Theatre Awards UK и Evening Standart Theatre Awards. Ее уже поставили в театрах Европы, Америки и Японии.
Отметим, по этой пьесе снят фильм «Отец» 2020 года, психологическая драма Флориана Зеллера. Главные роли в нём исполнили Энтони Хопкинс и Оливия Колман.
Имена героев фильма - Энтони и Энн, в отличие от персонажей спектакля «Папа» в театре «Современник», которых зовут, напомним, Андрэ и Анна.
По сюжету герой Хопкинса Энтони далеко не молод. Он живет один в Лондоне, что очень тревожит его дочь. Она не хочет оставлять отца без присмотра и пытается найти ему сиделку. Энтони отметает все предложенные варианты. Однако, планируя переезд в Париж, дочь не спешит сдаваться. Она становится все настойчивее в своих попытках найти для упрямого папочки идеальную женщину...
Энн приходит в гости к своему пожилому отцу, Энтони, и ругает его за то, что он выгнал из своей квартиры очередную сиделку. Энтони страдает деменцией, в частности постоянно забывает важные события и теряет вещи. Например, у него периодически сиделки «воруют» его наручные часы, к которым он очень привязан, из-за чего он регулярно их выгоняет.
Мы видим происходящее глазами Энтони, который считает, что он рационален, умён, не сошёл с ума и способен сам о себе позаботиться, не осознавая опасности положения, в котором оказался. Он считает, что дочь хочет сдать его в дом престарелых, чтобы завладеть его квартирой. Однажды, в запале ссоры, он обещает пережить дочь и на её похоронах рассказать всем, какой нечуткой и неблагодарной она была.
Энн сообщает Энтони, что она уезжает из Лондона в Париж к своему возлюбленному, что удивляет Энтони, так как он не помнит, чтобы у его дочери были любовные связи с тех пор, как она развелась с Джеймсом. Энн с горечью говорит, что, если он будет продолжать отказываться от сиделок, ей придётся отправить его в дом престарелых, и уходит.
На следующий день Энтони встречает в квартире неизвестного ему мужчину, который представляется Полом. Он утверждает, что является мужем Энн и живёт в этой квартире вместе с Энтони и Энн уже 10 лет. Энн вскоре должна вернуться из магазина. Однако из магазина вместо Энн возвращается совершенно незнакомая женщина, которая уверяет, что она и есть Энн. Когда Энтони спрашивает про Пола, оказывается, что никакого Пола не существует. Энтони сильно напуган и смущён происходящими событиями.
Энн приглашает ещё одну сиделку, Лору, которую Энтони сначала очаровывает своей эксцентричностью, периодически рассказывая, что он то чечёточник, то артист цирка, хотя всю жизнь проработал инженером. Энтони также говорит ей, что она напоминает ему его вторую дочь, Люси, которую любит больше первой и которая почему-то давно с ним не виделась. Встреча заканчивается тем, что Энтони совершенно без повода грубит.
Энн приводит Энтони к доктору и говорит ей, что у отца проблемы с памятью, которые он сам отрицает. Позже Энтони сообщает Лоре, что он очень гордится своей дочерью Люси. В ответ она высказывает сожаления о произошедшей с Люси аварии, а Энтони не понимает, о чём она говорит. Постепенно становится понятно, что Энтони давно живёт не в своей квартире, а с Энн и Полом. Он подслушивает их ссору, вызванную тем, что из-за строптивого поведения Энтони им пришлось отменить отпуск в Италии. Энн защищает отца и высказывает готовность идти на жертвы. Пол остаётся с Энтони один в комнате и ругает за то, что тот мешает всем жить, намекая на то, что он давно тут лишний. Спустя некоторое время сцена в сериале повторяется, однако на второй раз Пол даёт ему несколько пощёчин. Энтони напуган и начинает плакать. Судя по тому, что Пол напуган не меньше, можно догадаться, что вся сцена являлась плодом воображения Энтони.
Энтони просыпается у себя в квартире и выходит из неё, оказываясь в больничном коридоре. Он вспоминает, как навещал Люси в больнице и её окровавленное лицо. После этого он просыпается в совершенно другой спальне и видит ту самую незнакомую женщину, которая ему представилась как Энн ранее. Он догадывается, что это медсестра, и она подтверждает его догадку: она действительно медсестра, и её зовут Кэтрин. Он уже несколько недель находится в доме престарелых, куда его определила Энн. Пару месяцев назад она уехала в Париж и иногда, по выходным, навещает отца. Энтони горько плачет из-за неспособности понять, что происходит. В слезах Энтони зовет свою маму и просит забрать его из этого ужасного места, в котором он оказался. Он говорит медсестре, что «растерял все свои листики» и чувствует себя одиноким и никому не нужным.
Кэтрин обнимает старика и ласково говорит ему, что сейчас они оденутся и вместе пойдут гулять в парк. Она успокаивает его, как маленького ребёнка, и обещает, что все будет хорошо. Затем камера поворачивается к окну, в котором видны колышущиеся на ветру кроны деревьев.