В Санкт-Петербурге ветеран СВО Игорь Байков уже два месяца пытается доказать, что он живой. В апреле его признали умершим после кончины в одной из петербургских больниц неизвестного человека, при котором оказался ранее украденный паспорт Байкова. Из-за этого он лишился доступа ко всем своим банковским счетам и деньгам, ветеранским соцвыплатам, а с работы его попросили уйти. Сейчас прокуратура готовит иск в суд о признании свидетельства о смерти Байкова недействительным. Как скоро ветеран сумеет вернуть себе статус «живого» и все связанные с этим права, неизвестно.
В конце июля 56-летний петербуржец, ветеран СВО Игорь Байков узнал, что умер. В тот день он пришёл снять деньги в банк, но наличных не получил — оказалось, что его счета заморожены.
«Банкомат забрал мою карточку, и я обратился к сотрудникам. Те объяснили, что я числюсь умершим и доступа к счетам у меня больше нет», — вспоминает Игорь.
По его словам, странности начались чуть раньше — за некоторое время до похода в банк врач на приёме в поликлинике сказала Игорю, что он записан как умерший на сайте Госуслуг. Они вместе рассказали о ситуации главврачу, но решили тогда, что это сбой в системе.
Лишившись доступа к деньгам, мужчина начал разбираться в ситуации, и выяснил, что в апреле в одной из петербургских больниц скончался неизвестный мужчина, у которого при себе был паспорт на его имя. Документ, удостоверяющий личность, у Игоря Байкова украли вместе с сумкой четыре года назад. Тогда он обратился в полицию, написал заявление и получил справку, по которой ему впоследствии оформили новый паспорт.
«Старый документ должны были признать утратившим силу, чтобы его нельзя нигде было предъявить, — объясняет адвокат Байкова Вера Сафонова. — Но, как оказалось, весной этого года некий человек попал в Мариинскую больницу как раз по недействительному паспорту на имя Байкова, и там умер. Больница передала покойника с этим паспортом в морг, там оформили справку о смерти, заверили её и передали в ЗАГС, где оформили свидетельство о смерти».
В итоге Игорь лишился не только доступа ко всем счетам, но и всех остальных документов, ему перестали поступать ветеранские выплаты.
Стал бесправным «трупом»
Ещё один представитель Байкова Игорь Бурдинский, который сейчас помогает мужчине восстанавливать документы, отметил, что в запрошенной ими справке о выплатах ветерану значится, что он больше не является их получателем. Недоступны Игорю и положенные ему льготы.
«Лекарства бесплатно получал, были льготы на санаторно-курортное лечение как ветерану — должен был поехать в сентябре. Всё заблокировали», — говорит собеседник RT.
На этом проблемы не кончились. В один из дней Байкова остановили на дороге сотрудники ГИБДД — сказали, что его водительское удостоверение недействительно, но, выслушав рассказ ветерана, отпустили его.
Игорь — профессиональный водитель, он водит большегрузы, и с работы ветерана, оказавшегося без прав, попросили уйти. Сейчас Байков вынужден подрабатывать где придётся, чтобы иметь хоть какие-то деньги. Так живой мужчина юридически оказался совершенно бесправным «трупом» — он даже получил на руки собственное свидетельство о смерти.
По словам адвоката Игоря Байкова, до сих пор неизвестно, как вышло, что личность трупа в петербургской больнице установили по украденному паспорту. Вера Сафонова отмечает, что с момента утраты документа и до объявления «умершим» Игорю не было известно о каких-либо махинациях с его бумагами, но теперь есть опасения, что паспорт могли использовать и в корыстных целях.
«Сейчас нам достоверно неизвестно, пользовался ли этот умерший человек паспортом Байкова, и неясно, на каком этапе он у него вообще оказался. Может, он с этим документом просто попал в больницу или морг. Будет хуже, если с его старым паспортом что-то криминальное сотворили — вдруг сняли деньги с его счетов или завладели питерской квартирой. Это всё предстоит выяснить следствию», — отмечает адвокат.
Сам Игорь в беседе с RT упомянул о нескольких случаях, когда ему приходили непонятные счета на оплату услуг одного из мобильных операторов. Сейчас мужчина опасается, что его украденным паспортом могли пользоваться злоумышленники.
Тем временем тело неизвестного, умершего в Мариинской больнице с паспортом на имя Байкова, до сих пор лежит в морге, его личность пока так и не установили. Благодаря шумихе в прессе ритуальные службы решили повременить с погребением тела. А вот доказать, что настоящий Байков живой, оказалось возможно только через суд — сейчас соответствующий иск готовит прокуратура, узнавшая о нарушении прав мужчины.
«Мы обратились в следственный отдел, подали заявление, что нарушена как минимум ст. 327 УК РФ — подделка и использование поддельного документа. Следователи изъяли все документы, которые находились в морге с трупом под фамилией Байков. Сейчас они будут идентифицировать этот труп. А прокуратура подготовила иск о признании записи ЗАГСа о смерти Игоря Байкова недействительным», — подытожила Сафонова.