Её грации аплодировали Канны, её таланту посвящали статьи европейские журналисты, а сам Шарль Азнавур целовал ей руки, сражённый очарованием. Маргарита Володина, блистательная звезда советского кинематографа 60-х годов, прожила жизнь, похожую на зебру – то ослепительно белые полосы успеха, то бездонные чёрные провалы личных драм. Тогда, на пике славы, она и представить не могла, что спустя два десятилетия будет прятаться от угроз, бояться выйти на улицу и мыть посуду в чужом кафе.
Девочка, пережившая войну и ложь
Официальные документы утверждают, что будущая артистка появилась на свет в Ленинграде 26 января 1938 года. Однако сама Маргарита позже признавалась, что к началу Великой Отечественной войны она уже успела завершить третий класс, и на тот момент ей было девять лет. Получается, истинный возраст Володиной был на несколько лет старше. Как выяснилось, этот «обман» был инициативой её матери. Послевоенные годы были сложными, и такое изменение даты рождения облегчало жизнь, учёбу и дальнейшее трудоустройство. Многие, кто пережил оккупацию, поступали так, чтобы прошлое не преследовало их через официальные бумаги.
Довоенное детство Риты, как и у многих советских детей, было наполнено беззаботной радостью. Но внезапно нагрянувшая война перевернула всё: маленькую Риту эвакуировали в Псковскую область, где она пережила оккупацию, месяцами не зная ничего о судьбе матери. Тем временем её мама оставалась в блокадном Ленинграде. После войны, уже пережив немыслимые испытания, женщина столкнулась с новым ударом – доносом, который отправил её в лагеря на долгие годы. Об этом драматичном факте своей биографии Володина лишь изредка упоминала в интервью.

В 1945 году, после всех пережитых потрясений, Маргарита вернулась в родной Ленинград. Здесь она продолжила школьное обучение, а свободное время посвящала творчеству, посещая Дом кино и многочисленные кружки во Дворце пионеров, где оттачивала пластику и совершенствовала речь. Такая основательная подготовка позволила ей с лёгкостью поступить в Ленинградский театральный институт, а затем продолжить образование в Школе-студии МХАТ в Москве.

Любовь, изменившая судьбу
Судьбоносная встреча произошла на втором курсе института, когда на молодую студентку обратил внимание известный режиссёр Самсон Самсонов, который был старше её на 17 лет. Их знакомство началось на съёмках фильма «Огненные вёрсты». Профессиональные отношения быстро переросли в бурный служебный роман, о котором вскоре узнали все. Самсонова привлекла не только внешняя красота Володиной, но и её невероятная внутренняя сила.

Несмотря на то, что Самсонов был женат и у него росла маленькая дочь, это не остановило его от развития отношений с Маргаритой. Общественность не осталась в стороне: Риту вызывали на комсомольские собрания, где устраивали показательные «разборы морали», лишали стипендии. Но все эти меры оказались тщетными – Володина не отступала от своей любви.

В 1957 году влюблённые поженились. В этом браке Володина подарила мужу дочь Марию, стала центральной актрисой в его картинах и получила роли, которые вознесли её на вершину славы, сделав символом эпохи. Фильмы «Огненные вёрсты», «Ровесник века», «Две жизни», «Каждый вечер в одиннадцать» стали настоящими бенефисами её таланта. Однако за внешним благополучием творческого тандема скрывалась серьёзная проблема: Самсонов страдал от неистовой ревности, которая отравляла их семейную жизнь. Он ревновал её ко всем – к режиссёрам, операторам, к любому проявлению внимания со стороны других мужчин.

Триумф и крах семейного счастья
Пик творческого успеха пришёлся на 1963 год. Картина «Оптимистическая трагедия», снятая Самсоном Самсоновым по мотивам пьесы Всеволода Вишневского, стала настоящим кинособытием страны. Маргарита Володина блистательно воплотила на экране образ женщины-комиссара на корабле матросов-анархистов в 1918 году. Это был совершенно новый образ советской женщины: не нежная медсестра или трогательная невеста, а сильная личность с прямой спиной, пронзительным взглядом и огромной ответственностью.

Фильм стал лидером проката, собрав у экранов десятки миллионов зрителей. Его триумф был признан и на международном уровне: картина получила специальный приз жюри Каннского фестиваля за лучшее воплощение революционной эпопеи. «Оптимистическая трагедия» с успехом демонстрировалась в Австралии, США, Новой Зеландии, служа примером советского «большого стиля». Сама Володина была названа лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран».
Но пока на экране и в кинозалах царил триумф, в личной жизни артистки назревал полный крах. Союз Володиной и Самсонова стремительно разрушался под гнётом ревности, скандалов и долгих, мучительных молчаний. Рита продолжала сниматься, а Самсонов продолжал снимать, но их пути расходились. В 1970 году супруги официально развелись. И вот тогда началось самое страшное: после развода режиссёры перестали приглашать Володину на съёмки. Ходили слухи, что именно Самсонов, будучи на тот момент влиятельным человеком в киноиндустрии, поставил «точку» в карьере бывшей жены, и никто не осмеливался ссориться с ним.
Режиссёр решил полностью вычеркнуть Маргариту из своей жизни, включая и их общую дочь. Володина позже рассказывала журналистам, как однажды просила Самсонова помочь их дочери Маше поступить в театральный, но получила отказ. Услышав такой ответ родного отца, девушка произнесла горькие слова: «У меня больше нет отца». И хотя Володина ещё в 70-е годы получила звание Народной артистки РСФСР, она оказалась совершенно невостребованной. В «Современнике» и Театре Армии она задержалась ненадолго. В Театре-студии киноактера, где она числилась много лет, ей почти не давали сценических ролей. Её приглашали лишь на творческие вечера, юбилеи, встречи, но не в спектакли.
Горькие уроки любви: мошенник и потерянное счастье
В попытке обрести личное счастье, актриса вышла замуж во второй раз. Этот брак, как оказалось, был не просто неудачным, а катастрофическим. Имя этого мужчины было Олег. Вскоре выяснилось, что он оказался настоящим мошенником, замешанным в незаконных сделках с драгоценностями. Его жизнь была построена на аферах – деньги, украшения, знакомства, обещания – всё это было лишь пылью в глаза. Когда Олега арестовали, для Маргариты начался настоящий триллер.
Ей стали поступать звонки от неизвестных, требовавших вернуть камни, звучали угрозы. Эти люди были убеждены, что все украденные драгоценности спрятаны в их квартире. Это уже было не кино, а суровая реальность. Маргарита запиралась дома, не подходила к двери, жила в постоянном страхе. Нервы не выдержали. Её здоровье резко ухудшилось, и она оказалась в больнице.
Именно там, в больничной палате, случилось то, что она впоследствии называла подарком судьбы. Однажды, на гастролях в Болгарии, цыганка якобы предсказала Володиной: «Тебя ждёт любовь, настоящая. Но ты будешь счастлива только год». Тогда, после всего пережитого, Володина лишь усмехнулась – верить в подобные обещания было сложно. Но предсказание сбылось.
В больнице появился Михаил Крутиков, врач-педиатр, который стал её лечащим доктором. Рядом с ним Рита впервые за долгое время почувствовала себя защищённой. Вскоре они поженились, и наступил год абсолютного счастья. Но оно было обречено: ровно через год третий муж Володиной скончался от инфаркта. После этой трагедии Маргарита больше не пыталась устраивать личную жизнь, приняв свою долю.

Французский приют и тихая старость
В 1994 году Маргарита Володина приняла решение покинуть Россию и переехала во Францию к своей дочери Маше. Дочь к тому времени уже жила в Париже, воспитывала свою дочь Аню и успешно работала актрисой и певицей. Маргарита, не имея официального статуса, жила в Париже нелегально, поэтому была вынуждена устроиться посудомойкой в кафе. В свободное время она помогала дочери, присматривая за внучкой.
По сей день Маргарита Владимировна живёт во Франции, в пригороде Парижа, где занимает скромную квартиру-студию. Артистка так и не смогла в совершенстве освоить французский язык, что препятствует её активному участию в общественной жизни. Согласно данным СМИ, она получает социальную помощь от французских властей – минимальные выплаты, а также поддержку по жилью и питанию. Связь с Россией она практически не поддерживает, признаваясь в интервью, что «прежние коллеги и мероприятия» её больше не интересуют. Свои дни актриса проводит в кругу дочери и внучки, занимается домашними делами и является прихожанкой русской православной церкви в эмиграции.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: