
В условиях Специальной военной операции, когда многие встают на защиту Родины, истории личного выбора приобретают особое значение. Заместитель командира роты по военно-политической работе инженерно-саперного батальона бригады «Барс-Курск», c позывным «Замполит», прошёл путь от активного волонтёра до добровольца на передовой. В интервью с корреспондентом «Аргументы недели» он поделился своим опытом, рассказал о специфике службы сапёров на Курской земле под командованием Антона Глушкова – депутата Курской областной Думы, который также не остался в стороне, подписал контракт и возглавил батальон.

– Что стало ключевым фактором, побудившим вас перейти от оказания гуманитарной помощи на фронте к непосредственной военной службе на передовой?
– С начала Специальной военной операции многие мои товарищи и близкие, будучи контрактниками, отправились в зону боевых действий. Я постоянно стремился узнать об их положении и происходящем там. Внутри меня жило острое чувство несправедливости от того, что они там, а я здесь, хотя по духу мы должны были быть вместе. Переломным моментом стала гибель моего близкого товарища – заместителя командира роты по военно-политической работе Кадиева Махача из первого Семеновского стрелкового полка. Он был посмертно награжден Орденом Мужества. Меня глубоко потрясло осознание того, что он, такой молодой, не успел познать полноту жизни, не создал семью. Это вызвало во мне острое чувство вины. Именно тогда я начал активно искать способы, чем и как я могу помочь нашим бойцам. Моя помощь начиналась с малого: отправлял деньги, искал единомышленников, организовывал закупки самого необходимого – от носков до белья. Вскоре я установил контакты с бойцами и начал лично ездить к ним, чтобы увидеть ситуацию своими глазами и пропустить через себя все происходящее. Каждый раз, возвращаясь домой после поездок в различные подразделения на разных направлениях, я испытывал тяжелое чувство, оставляя ребят там. Помимо материальной помощи, огромное значение для меня имело личное общение с бойцами. Мои приезды были для них весточкой из дома, возможностью отвлечься и получить моральную поддержку. Это была своеобразная психологическая работа, основанная на сопереживании и добром слове. Я также обратил внимание на духовные потребности бойцов. Для мусульман, при поддержке мечети, мы доставляли молельные коврики, четки, халяльную продукцию. Для православных – приобретали освященные иконы, именные иконки и крестики. Постепенно я начал работать и с семьями бойцов, оказывая моральную поддержку их женам и детям. В тот период я работал преподавателем предмета «Основы безопасности и защиты Родины». Многие из моих учеников были детьми военнослужащих, находящихся в зоне СВО. Они тянулись ко мне как к человеку, имеющему представление о происходящем, задавали вопросы, искали поддержки. Я старался быть для них опорой. Именно тогда бойцы присвоили мне позывной «Замполит», поскольку во многих подразделениях не было штатных заместителей командиров по военно-политической работе. Меня просили проводить беседы со срочниками, даже с теми, кто проходил службу в Москве, а также организовывать занятия по военно-политической работе для действующих офицеров Росгвардии и Центральной комендатуры. Так я получил позывной, который остается со мной до сих пор. Сегодня я являюсь заместителем командира роты по военно-политической работе инженерно-саперного батальона бригады «Барс-Курск», с тем же позывным – «Замполит».

– Ваша супруга служит в полиции в Москве. Как её профессиональное понимание долга и дисциплины повлияло на ваше решение и на её поддержку?
– Когда я только начинал свои гуманитарные миссии, ей было, безусловно, непривычно и очень тревожно. Бывали моменты, когда связь пропадала на часы, а она видела тревожные новости, например, о событиях в Белгороде, куда я как раз направлялся. Она очень волновалась. Однако со временем, благодаря её профессиональному пониманию долга и дисциплины, мы пришли к осознанию того, что это моя задача, моя необходимость. Важную роль сыграло и общение бойцов с ней: они отправляли ей видеообращения, делились своими мыслями. Когда пришло время принять решение о переходе на службу, она восприняла это с профессиональной точки зрения, понимая, что кто-то должен этим заниматься и это нужно делать. Её поддержка стала для меня опорой.
– Как ваш обширный преподавательский опыт помогает вам сегодня в структуре инженерно-саперного батальона?
– Мой разносторонний жизненный и образовательный опыт оказался чрезвычайно полезным в работе с личным составом инженерно-саперного батальона. По образованию я юрист, окончил колледж, завершаю аспирантуру, имею степень бакалавра в области юридической и психолого-педагогической наук. Кроме того, у меня есть опыт работы в полиции, в сфере охраны предприятий. Весь этот багаж знаний и практики, включая преподавательский опыт, позволяет мне эффективно взаимодействовать с бойцами, особенно с добровольцами. Я могу находить правильный подход к каждому, проводить конструктивные беседы, выстраивать и поддерживать высокий моральный климат в подразделении. Это всё играет мне на руку и является значительным преимуществом в моей текущей должности заместителя командира роты по военно-политической работе.
– Вы долгое время были волонтёром. Какие организационные навыки, полученные в ходе гуманитарных миссий, оказались наиболее полезны в армейской среде?
– В армейской среде мне пригодились не только организационные навыки, но, в большей степени, наработанные контакты. Прибыв на Курскую землю и подписав контракт с бригадой «Барс-Курск» в инженерно-саперном батальоне, я обнаружил, что здесь множество подразделений, которым я ранее оказывал помощь как волонтёр. Сейчас, в рамках своих возможностей, я продолжаю их поддерживать. Многие из тех, кому я помогал, стали мне настоящими товарищами по жизни. Благодаря этим связям я не чувствую себя чужим в новом для меня городе. У меня здесь есть близкие и друзья, к которым я могу обратиться за помощью по любому вопросу. Кроме того, эти контакты позволяют мне организовывать гуманитарную помощь для моего собственного подразделения. Таким образом, я могу вносить вклад не только своей работой, знаниями и навыками, но и продолжать волонтёрскую деятельность, поддерживая сослуживцев.
– Какое главное отличие вы увидели между тем, как фронт выглядит глазами волонтёра, и тем, как он выглядит изнутри, глазами добровольца?
– Во время моей волонтёрской деятельности я имел возможность наблюдать за ситуацией с разных ракурсов, включая прямые попадания от дронов, работу ПВО, слышать выстрелы и понимать общий контекст происходящего. Однако, когда оказываешься непосредственно в зоне боевых действий, выполняя боевую задачу, картина меняется кардинально. Ты видишь «внутреннюю изнанку» фронта, что называется, изнутри. Ощущение полной вовлечённости и понимание масштаба ежедневной работы добровольцев, их ответственности и риска – это то, что приходит только с личным участием.
– Ваша должность – заместитель командира роты по военно-политической работе. В чем заключается ваша ключевая миссия в сапёрном батальоне, где цена ошибки особенно высока?
– Ключевая миссия моего подразделения заключается в обеспечении того, чтобы личный состав в первую очередь чётко знал свои права и обязанности. Я выступаю связующим звеном, воспринимая потребности и проблемные вопросы, возникающие у бойцов, и занимаюсь их оперативным решением. Это позволяет добровольцам максимально сосредоточиться на выполнении своей непосредственной боевой задачи, не отвлекаясь на посторонние сложности. Второй важнейший аспект – это формирование и поддержание высокого уровня сплочённости коллектива. Мы работаем над тем, чтобы бойцы были единым, монолитным целым. Также моя задача – способствовать формированию у личного состава правильного военно-политического мировоззрения, нравственных и духовных ориентиров. Это необходимо для их спокойной и эффективной работы по выполнению поставленных боевых задач.
– Сапёрное дело часто называют «тихим героизмом». Что для вас является самым сложным в работе сапёра – техническая точность или психологическая устойчивость?
– Я считаю, что каждый наш боец – это настоящий герой, как и всё руководство батальона. Их работа по очистке территории от вражеских боеприпасов, когда они ежедневно проходят километры, буквально "щупая" землю, является проявлением высочайшего героизма. Они делают это для того, чтобы мирные жители смогли вернуться в свои дома, чтобы дети могли безопасно гулять, а родители не боялись их отпускать. В работе сапёра, безусловно, важна как техническая точность, так и психологическая устойчивость. Каждый шаг требует предельного внимания, аккуратности и выдержки. Но я бы сказал, что именно психологическая устойчивость является краеугольным камнем. Способность сохранять хладнокровие, принимать взвешенные решения в условиях постоянного риска и напряжения – это то, что позволяет им шаг за шагом выполнять свои боевые задачи и обеспечивать безопасность.
– Какое качество вы считаете абсолютно обязательным для сапёра, помимо хладнокровия?
– Помимо хладнокровия, абсолютно обязательным качеством для наших сапёров является глубокое понимание смысла своей миссии. Они должны чётко осознавать, что находятся здесь для защиты нашей Родины, нашей земли от врага. Важно, чтобы они видели себя неотъемлемой частью общего воинского братства, понимая, что их задача, хотя и специфична, ничуть не менее важна и нужна, чем любая другая. Это чувство цели и ответственности является мощным стимулом и залогом их эффективной работы.
– Существует ли у сапёров свой профессиональный юмор или способы снятия напряжения, понятные только им?
– Они у нас такие же, как и у других добровольцев. Однако есть ключевые правила, которые мы строго соблюдаем и передаём каждому: «Не ставил – не снимай, не клал – не поднимай». Это главное. Всё остальное — в рамках общепринятых норм и дозволенного. Наилучшим способом снять напряжение после выполнения боевой задачи является возможность позвонить родным и близким. Разговор с ними всегда приносит душевное спокойствие и умиротворение.
– Ваш батальон занимается очисткой Курской земли. В чём заключается специфика работы именно в этом регионе?
– Специфика нашей работы на Курской земле обусловлена высокой степенью изощрённости противника. Враг применяет различные хитрости для маскировки опасных предметов. Опасность может подстерегать в любом месте, замаскированная под самые обычные предметы: аптечки, батончики типа "Сникерс", фонарики, детские игрушки. Кроме того, появились взрывные устройства, оснащённые датчиками движения, которые срабатывают при приближении. Это требует от наших сапёров максимальной внимательности и осторожности при работе в этом регионе.
– Какое напутствие вы даёте своим бойцам перед выходом на задание?
– Прежде всего, я напутствую их быть предельно внимательными. Смотреть под ноги, по сторонам и, что не менее важно, внимательно следить за своими боевыми товарищами. Если кто-то чувствует недомогание, слабость или упадок настроения, крайне важно не приступать к выполнению боевой задачи, а немедленно сообщить об этом мне или командирам. Это позволит нам оценить состояние человека и понять, способен ли он эффективно выполнять задание. Мы все индивидуальны, и усталость, в том числе психоэмоциональная, может настигнуть каждого. Поэтому главное – это взаимовыручка и поддержка. Мы – единое целое, один механизм, и каждый «винтик» этого механизма должен работать слаженно на благо нашей Родины. Я твёрдо убеждён, что победа будет за нами. Мы, в свою очередь, полностью очистим Курскую землю от вражеских «подарков», представляющих смертельную опасность. Наши ребята ежедневно, каждую минуту и секунду рискуют своими жизнями, не только работая с минами и упавшими беспилотниками, но и находясь под угрозой вражеских обстрелов и атак БПЛА во время выполнения задач. Все они для нас герои, достойные носить звание воина, добровольца и, главное, сапёра.
Инженерно-саперный батальон бригады «Барс-Курск» продолжает набор бойцов для выполнения важнейших задач по защите Родины и очистке нашей земли от вражеских боеприпасов. Мы ищем сильных духом, ответственных и целеустремленных мужчин, готовых встать на защиту своей страны. Батальон под руководством Антона Глушкова – депутата Курской областной Думы, который своим примером показал преданность долгу, лично подписав контракт и возглавив подразделение. Здесь вы найдете не только боевое братство, но и достойные условия для службы.
Батальон открыт для тех, кто хочет служить на благо нашей Родины!
– Принимаем сапёров до 45 лет.
– Водителей – до 50 лет.
Если вы готовы к ответственной службе и хотите стать частью команды, присоединяйтесь! Контактный номер для желающих служить: +7 964-728- 53-65. Мы ждём вас в наших рядах!
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: