
Анна (Ангелина Стречина / Анастасия Уколова) мучается в родах, лежа на диване. «Доктора сказали, что она не выживет» — и вся жизнь проносится перед ней горячечным бредом: болезненной фантазией, качающимся стремительным поездом. Он едет в теплые страны (но в конце прибывает на станцию Астапово, где умер Лев Толстой). «Вы не видели здесь девочку?» — навязчиво спрашивает у пассажиров Анна, и этот вопрос становится лейтмотивом безумного путешествия. Девочка тенью проходит мимо: «Я потерялась». У нее в руках молоток и железная рельса, по которой она ударяет, воспроизводя резкий тревожный звук. Громкое тиканье, свисты, музыкальная какофония усугубляют беспокойство.
Пространство ВИП-вагона, где происходит всё дальнейшее действие, – мистическое и театральное одновременно. Внутри — вполне домашняя мебель, а ряды чемоданов аккуратно уложены над крышею. Прозрачная стена, обращенная к залу, уподобляет героев бьющимся в инсектарии бабочек или участников реалити-шоу «За стеклом», где кипят постыдные и нелепые страсти. Два огромных промышленных вентилятора на заднем плане изображают крутящиеся колеса паравоза, а заодно пытаются разогнать духоту, что сводит Анну с ума. Ей всё время не хватает воздуха, и это ключевая метафора спектакля: в браке Карениных одной вечно душно, а другому — дует.

Анна всё время открывает окно, чтобы подышать, а Каренин (Дмитрий Лысенков / Виталий Коваленко) орет, чтобы закрыла, потому что «мы все простужены». «В комнате больного требуется проветривание», — настаивает жена. Горе той семейной паре, которая не может договориться о климат-контроле. А вот Вронский (Антон Филипенко / Дмитрий Чеботарев), путешествующий с невестой Китти (Полина Гухман / Полина Денисова) в том же вагоне, тоже любит свежий воздух, и вскоре об их связи будут знать все пассажиры. Страсть не остановить, как и поезд летящий под откос после того, как Анна сбила тормозной вентиль.
Образы героев нарочито гротескны и далеки от хрестоматийных. В спектакле два состава, и, скорее всего, звучат они по-разному, но в обоих благородство не валялось: Анна здесь – не трагическая аристократка, а вульгарная простушка, даром что богата, в платье ар-деко с оголенными плечами, алыми перчатками и вызывающим красным корсетом. Подобный корсет, и тоже красный, носит под мундиром и Вронский, похотливый ловелас, легко меняющий невесту-хиппи Китти на новую интрижку. Сама Китти сгоряча швыряет в окно письма Левина, которого в спектакле нет. Что до Каренина, он редкий душнила, неспроста его играют актеры, специализирующиеся на неприятных негодяях. Муж («Противно смотреть») мерзко чавкает за едой, не желает покупать круассаны, предлагая Анне взамен яйцо и ором требует от нее соблюдать приличия. Последняя из присутствующих, не считая тихого болезненного Сережу, которого действительно жалко, — графиня Лидия Ивановна (Анастасия Светлова). Она проводница вагона, разносчица чая и убогих суждений, влюбленная в Каренина, скомканно характеризующая его «Добрблагородензнаменит». Все они — «поехавшие» в прямом и переносном смысле.

Жизнь в вагоне кипит: пассажиры танцуют, проводят спиритические сеансы, пьют шампанское, ссорятся, кричат, фривольничают, особо не скрываясь от других путешественников. А куда тут скроешься. Все хотят уединения, просят оставить себя в покое, но уйти некуда. За окном идет бумажный снег, усиливая безвыходность и холод в искусственным мире. Брошенная Китти сходит с ума и залезает головой в мусорный мешок с письмами от Левина. Каренин больше не может сдерживать маску приличия. Вронский подавлен и обезволен. Мужчины устраивают дуэль, стреляясь из перчаток Анны. «Все, кто соприкасаются со мной, гибнут как срезанные цветы», — говорит виновница, принимая решения умереть ради спасения остальных. Надо признаться, этот шаг принимается с облегчением.
Такое авторское видение романа – не ошибка, а сознательная провокация. Чащин решил, как и главная героиня, не томиться в душном вагоне чужих ожиданий и встряхнул священную корову. Он лишил героев благородства, а вечные темы – жизнь без воздуха, поиск себя, цена страсти – упаковал в ироничную обертку. Новая «Каренина», конечно, вызывает вопросы, местами кажется излишне эксцентричной, непочтительной, даже абсурдной, но точно способна удивить. Дворяне Толстого в ней превратились в обычное общество нервных людей, которые от предписанных правил и установок способно окончательно сойти с рельсов.

Ссылки по теме
Виктория Толстоганова и Светлана Иванова сыграют в спектакле «Оскар и Розовая дама»
Ангелина Стречина и Анастасия Уколова бросятся под поезд в постановке Данила Чащина
Электротеатр «Станиславский» готовит спектакль по «Постороннему» Альбера Камю
Владимиру Панкову исполнилось 50 лет
Исполнилось 70 лет со дня рождения Валерия Гаркалина
Актрисе Анне Дубровской исполнилось 50 лет
Дмитрий Крымов расскажет о встрече Чарли Чаплина и Соломона Михоэлса
Алла Сигалова и Игорь Цвирко сыграют в «Игру в танго»
Тимофей Трибунцев и Нонна Гришаева удостоены премии «Звезда Театрала»
Спектакли Юрия Бутусова, Сергея Газарова и Алексея Франдетти вошли в шорт-лист «Звезды Театрала»
Марина Брусникина озвучила планы «Практики» на 2019 год
«Безприданница» и Евгений Писарев получили «Хрустальную Турандот»
Нонна Гришаева перевоплотится в Джуди Гарленд
«Кто боится Вирджинии Вульф?» Владимира Панкова
«Сеанс гипноза для семейной пары». Премьера
«Блэз». Премьера
Сергей Юрский: «Спектакль «Полёты с ангелом» – не биография Шагала, а грёза последней секунды жизни великого художника!»
«Арт-Партнер XXI». Репертуар на февраль
«Арт-Партнер XXI» представляет
Спектакль «Территория любви»: Все можно изменить, пока человек жив…
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: