«Я не гожусь на роли сталеварш!»: почему Анастасия Вертинская, которой исполнился 81 год, отказалась от кино и что стало с её “единственным” браком

TVCENTER 3 часов назад 8
Preview

Её называли главной красавицей советского экрана, а за рубежом сравнивали с легендарными Гретой Гарбо и Вивьен Ли. Мужчины, среди которых были и Никита Михалков, и Александр Градский, и Олег Ефремов, буквально выстраивались в очередь, пытаясь завоевать её сердце. Однако Анастасия Вертинская со временем осознала, что на первом месте для неё всегда будут карьера и личная свобода. 19 декабря артистка отметила 81-й день рождения. Сегодня она уже не появляется на большом экране, предпочитая заниматься ресторанным бизнесом сына, организовывать художественные выставки с работами своей матери и проводить время с близкими.

Эта женщина, чья жизнь полна ярких событий и драматических поворотов, всегда оставалась верна себе. Вспомним её путь, полный триумфов и непростых решений, в день её рождения.

Королева экрана, родившаяся в семье легенд

Анастасия появилась на свет в самом сердце столицы, в 1944 году, в по-настоящему звёздной семье. Её отцом был выдающийся поэт и шансонье Александр Вертинский, а матерью – художница Лидия Циргвава, известная также своими ролями в таких культовых сказках, как «Садко» и «Королевство кривых зеркал». С ранних лет Настя была неразлучна со старшей сестрой Марианной, хотя в их отношениях позже возникали моменты соперничества и острых конфликтов.

Родители стремились дать дочерям самое лучшее образование, прививая им любовь к литературе, музыке и иностранным языкам. Юная Анастасия мечтала о балете, но высокий рост не позволил ей поступить в хореографическую секцию. Тогда девушка решила освоить профессию переводчика. Однако, когда в 15 лет она впервые оказалась на съёмочной площадке, стало ясно: её истинное призвание – кинематограф.

Анастасия Вертинская: главная красавица советского кино.

Путь к славе: от Ассоль до Офелии

На пробы на роль Ассоль в экранизации романа «Алые паруса» Вертинская пришла без особых надежд, скорее в качестве эксперимента. Режиссёр изначально был настроен скептически, увидев школьницу в спортивном костюме. Но стоило ей переодеться в платье, как его мнение кардинально изменилось. Фильм стал настоящим открытием для советских зрителей, а Анастасия мгновенно обрела всенародную славу. Сама же она впоследствии относилась к этому периоду как к «бессознательному творчеству», а к своей героине – с некоторой долей иронии.

«Я принцев не ждала. Не хочу хотеть невозможного и передвигаюсь по жизни маленькими шагами. Скорее я римский легионер, чем романтическая Ассоль»,

– так описывала своё отношение к романтическому образу Анастасия.

Ещё одна знаковая роль пришла к артистке в картине «Человек-амфибия». Режиссёр искал актрису с необыкновенно глубоким и выразительным взглядом, и Анастасия идеально подходила под это описание. На съёмках юная звезда проявила себя как настоящий профессионал: без колебаний ныряла в ледяную воду, отказываясь от помощи дублёров. Фильм вновь был восторженно принят публикой, но сама Вертинская и о нём отзывалась довольно прохладно.

Настоящим же своим дебютом в кино Анастасия считала роль Офелии в легендарном «Гамлете», которую она воплотила, уже будучи студенткой театрального вуза. Этот сложный, глубокий драматический образ был сыгран артисткой с невероятным блеском. Картина завоевала специальный приз жюри на Венецианском кинофестивале, а Анастасия обрела международное признание. Её стали называть «советской Вивьен Ли».

Роль Офелии стала для Анастасии Вертинской настоящим творческим прорывом.

Следующий триумф ждал звезду в роли Лизы Болконской в грандиозной экранизации «Войны и мира» Сергея Бондарчука. Вертинская также приняла участие в мелодраме «Влюбленные» и военной ленте «Случай с Полыниным». «Преждевременный человек», «Не горюй!», «Тень» – её фильмография стремительно пополнялась новыми работами. Однако после съёмок в фильме «Человек не на своем месте» наступила неожиданная шестилетняя пауза в карьере актрисы.

«Я не гожусь на роли сталеварш и общественного работника. У меня нет этого не только во внешности, но и в жизни, и пафоса этого я не знаю, — объясняла артистка в документальном фильме „Другие берега Анастасии Вертинской“. — Это трудно, когда у тебя существуют рамки твоей социальности».

Схожая ситуация сложилась и в театре: время требовало образов «румяных и веселых активисток», а аристократичная внешность Анастасии никак не вписывалась в эти рамки. Актриса вынуждена была играть в массовке, хотя зрители, узнавая её, продолжали кричать из зала: «Вертинская!»

Образ Моны в «Безымянной звезде» стал одной из любимых ролей Вертинской.

В конце 70-х артистка блестяще сыграла Мону в «Безымянной звезде», а затем – Джемму в «Оводе». К концу 80-х репертуар Анастасии Вертинской претерпел кардинальные изменения: она воплотила на экране отрицательных персонажей в таких лентах, как «Житие Дон Кихота и Санчо» и «Новые приключения янки при дворе короля Артура».

В 1989 году Вертинской предложили преподавать актёрское мастерство в престижном Оксфорде. Следующие 12 лет, с небольшими перерывами, она провела за границей. Помимо преподавательской деятельности, Анастасия продолжала сниматься, представ перед публикой в совершенно неожиданном образе Атаманши из «Бременских музыкантов & Co», а также вела две авторские программы: «Золотое сечение» и «Другие берега».

Личное счастье и его испытания

Вслед за сестрой, Анастасия поступила в Щукинское училище, мечтая о профессиональной актёрской карьере. Именно Марианна рассказала ей о своём романе с Андреем Кончаловским, вскользь упомянув о его обаятельном младшем брате Никите Михалкове. Так началась история одной из самых красивых пар советского кинематографа.

«Они познакомились, Никита боялся ухаживать за Настей. Помню, мы открывали дверь, а там для нее лежал сверток, открываем — там цветочек и духи»,

— с теплотой вспоминала Марианна Вертинская те годы.

Михалков быстро понял, что девушка привыкла к повышенному мужскому вниманию, и твёрдо решил добиться её расположения. Он часами стоял под окнами Анастасии с букетом, надеясь на случайную встречу. Неожиданно для всех, на одной из студенческих вечеринок, Вертинская сама подошла к Никите, взяла его за руку и увела из компании. С этого страстного поцелуя начались их незабываемые отношения, которые в 1966 году увенчались свадьбой.

«Жениться в 20 лет — совсем не рано. Мама сама в этом возрасте вышла замуж. Я была очень влюблена в Никиту. Меньше всего мы задумывались о том, где нам жить, как зарабатывать деньги, да и жизнь тогда была дешевой. Вначале мы жили у Андрона, брата Никиты, потом у Никитиных родителей, затем на даче»,

— делилась своими воспоминаниями Анастасия Вертинская.

Их союз считался образцовым, самой красивой парой советского кино. У них родился сын Степан, и казалось, что крепкая семья никогда не распадётся. Однако спустя всего три года артисты приняли непростое решение о расставании. Этот разрыв стал настоящей трагедией для обоих.

«Развод стал ужасной трагедией. Встретились два сильных человека в период своего формирования. Я по натуре — не жена гения, не могу нигде быть вторым человеком, только первой. Таким людям, как мы, ужиться было очень трудно. У Никиты должна быть жена, которая полностью живет его жизнью. Я достаточно рано поняла, что мне вообще не надо было выходить замуж»,

— с горечью признавалась Вертинская.

Расставание прошло интеллигентно, без скандалов и публичных выяснений отношений. Анастасия никогда не позволяла себе говорить сыну Степану о каких-либо проступках или недостойном поведении его отца. По словам Никиты Сергеевича, при каждой встрече с бывшей женой он до сих пор испытывает чувство светлой ностальгии.

Анастасия Вертинская в кругу семьи: с сыном и внуками.

Любовные драмы: больше, чем просто романы

Долгое время в интернете циркулировала информация о четырёх замужествах артистки, но Вертинская всегда категорически опровергала эти слухи.

«У меня был всего один муж — Никита Михалков. Конечно, случались романы, когда происходит волнение в крови, особый подъем духа, потом это превращается в иные взаимоотношения. Я от романов не отказываюсь, но это — не мои мужья, — уверенно заявляла Анастасия Александровна. — Я даже не считаю, что у меня были гражданские браки».

Но как же быть с Александром Градским, с которым звезда официально расписалась в 1976 году? Как выяснилось, этот союз Вертинская считала большой ошибкой, и часто даже отказывалась называть Градского своим бывшим мужем. По словам актрисы, два года совместной жизни с певцом принесли ей лишь глубокие разочарования.

Анастасия Вертинская и Александр Градский: история, начавшаяся как сказка, но обернувшаяся разочарованием.

«С Сашей Градским у нас не сложилось, потому что мы абсолютно из разных „детских“, из разной среды. Он воспитан на своей музыке, я — на музыке Вертинского. Нам нужно было оставить все на уровне романа, не надо было замуж. Да, все начиналось, как в сказке, но потом — быт, реальность»,

— откровенно говорила Анастасия Вертинская.

Один из самых ярких и бурных романов в жизни Вертинской случился с выдающимся актёром Олегом Ефремовым, звездой фильма «Здравствуй и прощай». Он был старше, мудрее, опытнее, и Анастасия Александровна искренне восхищалась его талантом. Их отношения, полные взлётов и падений, тянулись годами, но так и не привели к официальному браку, хотя однажды руководитель «Современника» всё же сделал своей возлюбленной предложение.

Долгий и сложный роман Анастасии Вертинской с Олегом Ефремовым.

«Это случилось во второй части нашего романа, а это уже было абсолютно бессмысленно. В тот период, когда я хотела за него выйти, это было невозможно, так как он был женат. А когда он этого сам захотел, я его уже не любила, — признавалась кинозвезда. — Олег Николаевич был очень пьющим человеком. Это тяжкий крест, и я его взвалить на себя не могла. В молодости нас часто обуревают страсти, проходит время, и все кажется незначительным. А важными становятся совсем другие вещи».

Головокружительный роман связывал Вертинскую и с Михаилом Козаковым. Георгий Юнгвальд-Хилькевич вспоминал, что во время озвучивания «Д’Артаньяна и трех мушкетеров», где Анастасия Александровна записывала реплики Констанции, актёры смотрели друг на друга влюблёнными глазами. Их отношения тогда обсуждала вся Москва, но, как и многие другие, они не переросли во что-то серьёзное: страсть угасла, уступив место крепкой дружбе.

Михаил Козаков: ещё одна яркая страница в любовной истории Анастасии Вертинской.

В списке поклонников Анастасии Вертинской значились также Борис Эйфман и Павел Слободкин. Последний был настолько влюблён в артистку, что, услышав от неё намёк на свою полноту, сел на жесточайшую диету: 40 дней употреблял лишь гречку с молоком. Однако эта жертва не принесла желаемого результата, ведь Анастасия Александровна давно уже пришла к выводу, что ей комфортнее и лучше оставаться одной.

Тихая гавань после бурной жизни

От активной сценической работы и съёмок в кино Анастасия Вертинская отошла в 2000-х годах, решив, что она сделала для кинематографа достаточно, а роли в современных боевиках её совершенно не прельщают. Общественная деятельность в благотворительном фонде, организация выставок картин её талантливой мамы-художницы и восстановление уникальной коллекции записей отца оказались для неё гораздо ближе и интереснее.

Прошли годы, но Анастасия Вертинская сохранила свою удивительную стройность, горделивую осанку и неповторимую грацию. Лишь в одном поклонники иногда критикуют звезду: за пристрастие к пластической хирургии. После подтяжки лица актриса стала выглядеть моложе, но, по мнению многих окружающих, потеряла ту индивидуальность и уникальность, за которые её так сильно любили зрители.

Сегодня Анастасия Вертинская живёт тихой, размеренной жизнью, окружённая заботой сына Степана и его семьи. Её дни наполнены творчеством, воспоминаниями и спокойным созерцанием, далеко от суеты и блеска софитов, которые когда-то были неотъемлемой частью её невероятной судьбы.

Как вы думаете, можно ли обрести настоящее счастье, отказываясь от брака ради карьеры и свободы? Поделитесь мнением в комментариях.

➔ Раскрываем секреты ★ звёзд шоу-бизнеса в нашем Telegram ☚

 

Читать в TVCENTER
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'