Врач Ширшова: отказ ребенка от еды — не вредность, а проявление тревожности

Газета.Ru 6 часов назад 29
Preview

Фраза "мой ребенок ничего не ест" — одна из самых распространенных жалоб, с которой родители обращаются к врачам. Чаще всего за этими словами скрывается не отказ от пищи как таковой, а выраженная избирательность в еде, рассказала "Газете.Ru" врач-диетолог Екатерина Ширшова.

"Ребенок может соглашаться только на 3–4 продукта: макароны, хлеб, сыр, творог. Он отказывается от всего нового, просит "как вчера" и реагирует на изменение формы привычного блюда. Многие родители воспринимают это как патологию. На самом деле избирательность — это не болезнь, а сочетание возрастных особенностей, повышенной чувствительности и реакции взрослого рядом. И с этим можно работать. Без давления, угроз и долгих уговоров покушать в обмен на мультики", — объяснила она.

Часто причина отказа кроется не в самой пище, а в реакции на изменения. Новая текстура, запах, температура, форма подачи — все это может вызывать у ребенка тревожность. Особенно у детей с повышенной сенсорной чувствительностью или нарушением пищевого поведения.

"Негативный опыт, гиперконтроль со стороны взрослых, тревожность родителей, а также чрезмерное внимание к теме питания могут только усилить отказ. Важно помнить: еда для ребенка — это не только источник энергии, но и элемент стабильности. И любые резкие изменения воспринимаются как нарушение границ", — заявила врач.

Родители часто стараются мотивировать ребенка есть "правильно", используя привычные фразы: "Ну хоть ложечку — за маму", "Ты это в садике ел", "Если съешь — включу мультик", "Ты вредничаешь. Надо есть как все".

"Подобные стратегии формируют сопротивление, усиливают тревогу и нарушают контакт. Ребенок воспринимает еду как источник давления, а не как естественную часть жизни", — предупредила она.

Необходим метод постепенного знакомства с едой.

"Продукт не должен сразу оказываться во рту. Сначала он появляется на тарелке. Затем — его можно потрогать, понюхать, понаблюдать. Контакт происходит постепенно, в комфортном для ребенка темпе", — посоветовала она.

Принцип "двойной тарелки" предполагает, что одна часть тарелки — с привычной и безопасной едой, а другая — с минимальным количеством нового продукта. Важно не требовать съесть, а просто предложить контакт. Без лишних уговоров и давления.

Допустимо и игровое взаимодействие с продуктами. Пища может быть представлена как персонаж, участвовать в сказке или игре. Через игру снимается барьер страха и формируется позитивная ассоциация.

"Даже небольшое изменение формы, цвета или подачи привычного блюда может вызвать отказ. Сохранение структуры, времени приема пищи и оформления тарелки важно для ощущения контроля у ребенка. Также помните, что ребенок пробует новое только в условиях эмоциональной безопасности. Взрослый не должен контролировать каждый укус, а быть рядом — спокойно, доброжелательно, без оценки", — отметила эксперт.

Многие трудности, которые взрослые воспринимают как каприз, на самом деле отражают сенсорную реакцию ребенка. Он может отказаться от огурца из-за текстуры, не распознать "ту же котлету" из-за изменения формы, почувствовать непривычный запах и не захотеть есть. Это не вредность, а проявление психической незрелости ребенка, тревожности и стремление сохранить стабильность.

"Самые важные изменения происходят не на тарелке, а в отношениях. Когда взрослый перестает давить, перестает оценивать и дает ребенку свободу в рамках безопасных границ, аппетит начинает восстанавливаться. Именно это — ключ к формированию здорового пищевого поведения. Не через давление, не через награды, а через доверие, стабильность и постепенное привыкание. Даже если сегодня ребенок ест только макароны и хлеб — это не провал. Это стартовая точка. С нее можно двигаться вперед. Без спешки, без борьбы, но с участием взрослого, который рядом не ради контроля, а ради поддержки", — резюмировала врач.

 

Читать в Газета.Ru
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'