
На фоне недавнего введения очередного пакета европейских санкций, в бессмысленный и беспощадный «прицел» которых в этот раз попал российский туристический бизнес (который, по мысли еврочиновников, должен до нуля снизить «риски» туристического нашествия немцев, итальянцев и прочих поляков на Байкал, в Гжель, Кижи и в другие туристические Мекки России), как-то померкла новость, способная оказать гораздо более существенное влияние на национальную туристическую индустрию.
Беда пришла, откуда… ждали
Как известно, очередной «выверт» санкционной политики – введённый ЕС запрет для своего турбизнеса организовывать поездки в Россию – отечественные туроператоры уже поспешили назвать либо «формальным», либо вовсе отнесли к мерам, которые призваны пресечь «несущественные виды туризма». «Российские туроператоры и так практически на отметке "около нуля" работают с европейскими поставщиками, поэтому никакого ущерба российской туриндустрии это не несёт. В 90% случаев европейские туристы бронируют услуги на сайтах агрегаторов, которые могут даже не иметь никакого отношения к России. Каким образом можно запретить гражданину, например, Германии бронировать гостиницу на условном "Островке"?» – сказал вице-президент Ассоциации туроператоров России в интервью «Российской газете». Представитель ведущего национального туробъединения также добавил,что данная мера скорее носит дискриминационный и ограничительный характер в первую очередь для граждан и легальных белых туристических компаний стран Евросоюза, нежели для российской туротрасли.

Однако вовсе не так сдержанно-оптимистично представители российской туриндустрии встретили гораздо менее заметную, но потенциально не менее резонансную новость, пришедшую в начале октября вовсе не из Европы, а из Турции. Страна, традиционно входившая в топ направлений для российского выездного туризма, даже после событий февраля 2022 года умудрилась сохранить свои позиции, ежегодно принимая миллионы отечественных отдыхающих. По данным за 2024 год, Турцию посетили более 6,7 миллионов российских граждан. Как сообщили ряд национальных и российских изданий, в Турции «разразился скандал, взволновавший москвичей и представителей индустрии отдыха». Поводом для него стали действия прокуратуры Стамбула, которая провела масштабное расследование об отмывании денег и операциях с криптовалютой, в рамках которого были задержаны ключевые фигуры туристического бизнеса Антальи. При этом в числе подозреваемых оказались владелец туроператора Anex Tour Нешет Кочкар и его сестра, финансовый директор Anex Неше Кочкар. Особый резонанс в деловых кругах вызвало задержание Халиля Догана — легенды анталийского туризма, известного как «король отелей». При этом, как написало издание MSK1.RU, «турецкая компания Anex Turizm Group Нешета Кочкара контролирует российских туроператоров Anex и "Интурист". Столичные турагенты опасаются, что новости могут вызвать панику среди туристов, поэтому большинство компаний отказались комментировать ситуацию».
Этот крипто, криптотуризм
Как известно, популярная нынче приставка «крипто» происходит от греческого слова κρυπτός – потайной, секретный и является составной частью сложных слов, указывающей на какое-либо тайное, скрытое действие, состояние. Озабоченность турецкой прокуратуры непрозрачными финансовыми операциями в многомиллиардной туристической индустрии вполне могут разделить и в нашей стране. Причём не только с точки зрения, не нарушит ли это «золотой» поток отечественных отдыхающих, которые даже в непростой международной обстановке ну никак не желают расставаться с так полюбившимися им пляжами Белека и Анталии. Ещё 17 июля прошлого года директор Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин, выступая в рамках «Правительственного часа» на 573-м заседании Совета Федерации, информировал парламентариев о мерах по противодействию незаконным финансовым операциям. При этом глава Росфинмониторинга особо отметил актуальность задачи повышения прозрачности оборота крипты. «По поступающим в Службу сообщениям мы видим, что криптовалюта используется для незаконного оборота наркотиков, для финансирования терроризма, в схемах хищения бюджетных средств. Рассчитываем на вашу поддержку законопроекта, затрагивающего особенности производства по делам о преступлениях, совершаемых с использованием цифровой валюты», – сказал он. Глава службы также рассказал о работе в рамках валютного мониторинга, выявления и противодействия финансированию терроризма.
Озабоченность регулятора возможным использованием возможностей туриндустрии в незаконных финансовых операциях можно не только понять, но и разделить. «Финансовые потоки сейчас ориентированы в основном на страны Азии, Ближнего Востока и ряд других регионов, – сказал тот же глава Росфинмониторинга. – Поэтому наша Служба уделяет особое внимание работе с этими государствами. Наша задача – обеспечить взаимную прозрачность трансграничных операций и не допустить криминализации потоков». Поэтому, если в Турции ловят своих «акул» туриндустрии, попавшихся на криптомахинациях, то почему ориентированный на ту же страну финансовый поток из России должен оставаться без внимания отечественных коллег-правоохранителей, вопрос, как говорится, риторический.

Маленькая ложь рождает большие подозрения
На днях стало известно, что председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов направил обращение в Росфинмониторинг, в котором просил службу рассмотреть возможность усиления контроля за деятельностью отечественных туроператоров. Как отметил эксперт, «в адрес Национального антикоррупционного комитета поступило обращение о возможном нарушении законодательства в сфере туристической деятельности, аффилированности с иностранными организациями и участием в финансировании экстремистских или террористических организаций», и попросил рассмотреть вопрос об изучении сложившейся ситуации и принятии по её результатам необходимых мер. Даже исходя из сухих строчек деловой переписки, озабоченность общественников вполне понятна. В условиях санкций, господства схем параллельного импорта, заведомо более сложной, чем в мирное время, конфигурации трансграничных расчётов значительно возрастают риски использования туристической деятельности в противоправных целях. В этих условиях, очевидно, государство обязано жёстко противодействовать даже самой идее о возможности финансирования экстремистских и террористических организаций, каналы которого теоретически вполне могут мимикрировать под вполне заурядную экономическую деятельность представителей туристической индустрии.
Поводом для таких жёстких оценок стало поступившее в адрес Национального антикоррупционного комитета обращение по поводу деятельности Общества с ограниченной ответственностью «БСР», зарегистрированного в Москве 19 января 2022 года и работающего в сфере туристических агентств, в том числе с использованием бренда BST Russia. Генеральным директором с момента основания является Андрей Владимирович Варкентин, единственным учредителем – Евгения Михайловна Варкентина, владеющая 100% уставного капитала в размере 100 тыс. рублей. По данным общедоступной базы экономической информации Rusprofile, численность сотрудников постепенно растёт: с 2 человек в 2022 году до 4 в 2024-м, хотя на сайте фирмы в разделе «Команда» указаны как минимум 10 человек. Интересно, что в 2024 году выручка ООО «БСР» составила 145,2 млн рублей, что в 5 раз превышает показатель 2023 года (28,9 млн). При этом чистая прибыль выросла с 3,7 млн до 110 млн рублей, а рентабельность достигла 76%, что значительно выше среднего уровня по отрасли (-15%). В 2023 году компания перечислила 893,9 тыс. рублей налогов и 330,3 тыс. рублей взносов. При этом «БСР» вовсе не является единственным туристическим активом семьи Варкентиных. В конгломерат турагентств, связанных с её интересами, как это может вытекать из анализа открытой экономико-правовой информации, также входят ООО «Сто дорог НН», ООО «Фаинтур», ООО «Изумрудный Город».
«Совпадение? Не думаю!»
Как мы думаем, в обычное время фигура Андрея Варкентина вряд ли бы вызвала интерес контролирующих структур, а тем более – правоохранительных органов. Несмотря на многомиллионные обороты, к «китам» отечественного турбизнеса туристическую «империю» Варкентиных отнести, наверное, никак нельзя. Вряд ли правоохранителям добавят мотивации даже то, что в некоторых телефонных книгах номер его мобильного телефона сохранён со странной, на первый взгляд, коннотацией «Perevod deneg». В принципе объяснима и необычно высокая рентабельность семейного туристического флагмана – ООО «БСР», специализирующегося, как следует из сайта фирмы, на предоставлении туруслуг премиального класса – индивидуальных путешествиях, бизнес-туризме, деловой авиации, круизах. Более сложно понять необычно высокую, на наш взгляд, степень совпадения личности Андрея Владимировича Варкентина с фигурой офицера ВВС Украины Андрея Володимировича Воронина, до начала СВО проходившего службу не просто в рядах Повітряних сил Збройних сил України, а в Специализированном центре боевой подготовки авиационных специалистов (г. Николаев, в/ч А-2488). Причём общая дата их рождения не является единственным маркером тревожного сходства. Зная о возможности лёгкой смены фамилии, легендирования и прочих шпионских трюков с поддельной личностью, можно ли считать, что Будановский ГУР «провернул» очередную «операцию-перемогу», не просто внедрив в российскую экономику своего агента как раз накануне начала СВО, но и посадив его на весьма «хлебное» место в туротрасли? Той самой, что и в условиях войны постоянно переводит деньги за границу. Вот только переводит в чей адрес?

Во всяком случае, с учётом того, что этот и подобные им вопросы пока остаются без ответа, обеспокоенность Росфинмониторинга тем, не могут ли трансграничные платежи в туриндустрии уходить на цели финансирования криптоафер или даже вовсе ВСУ, становится более чем понятна. А простому обывателю, который станет размышлять над таким «лихим» поворотом сюжета вроде бы скучной истории про финансовые нарушения, может и вовсе прийти на ум давно ушедшая в народ фраза телеведущего Дмитрия Киселёва…
Уверены, что со случайными или неслучайными, но тревожными «совпадениями» в деятельности некоторых наших туроператоров обязательно разберутся отечественные правоохранители. В условиях Специальной военной операции, говоря библейским языком, особенно важно отделять зёрна от плевел и агнцев от козлищ. Вот только в то, что в отечественном бизнесе одни только сплошные агнцы, как-то уж если и верится, то с очень большим трудом.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: