Вино, торпеды и любовь: как впервые подлодка успешно атаковала линкор

ПРОФИЛЬ 2 часов назад 16
Preview

21 декабря 1914-го подводная лодка впервые поразила торпедой линейный корабль. Однако это достижение ее командира не получило должной известности, а сам он, хотя и стал в некотором роде личностью легендарной, но совсем по другой причине.

Вступление в строй в 1906 году британского линкора «Дредноут» произвело настоящую революцию. На тот момент ни один линейный корабль не мог сравниться с ним в вооружении, бронировании и скорости. Поэтому другие морские державы, чтобы не отстать от Великобритании, спешно принялись разрабатывать и строить собственные дредноуты.

Казалось бы, линкоры-дредноуты не имели соперников в морском бою, кроме себе подобных. Спроектированные так, чтобы не только наносить мощные удары, но и выдерживать их, эти корабли выглядели полноправными хозяевами морей. Однако вскоре у линкоров появился опасный противник – подводная лодка. Ее способность атаковать скрытно, под водой, сводила на нет все преимущества линкоров в надводном артиллерийском бою.

[embed]https://profile.ru/military/tragediya-pallady-kak-russkij-fl...[/embed]

Поначалу от субмарин многого не ждали, поскольку их конструкция и вооружения были далеки от совершенства. Но все изменилось 5 сентября 1914-го, когда немецкая субмарина U-21 Отто Херзинга потопила британский легкий крейсер «Патфайндер». Вызванную этим событием тревогу, 22 сентября сменила паника, когда от торпед U-9 под командованием Отто Веддигена погибли три британских броненосных крейсера.

Ну а что же линейные корабли? Среди них первой жертвой подлодки стал британский «Формидейбл», потопленный U-15 Рудольфа Шнайдера 1 января 1915-го в Ла-Манше. Но это был не дредноут, а броненосец и не эта атака открыла счет успешным нападением подлодок на линкоры. Пальма первенства здесь принадлежит австро-венгерским подводникам, но этот знаковый для морской истории случай оказался в тени успехов их немецких коллег и сейчас совершенно забыт.

Во время Первой мировой главной задачей ВМС Австро-Венгрии было сохранение контроля над Адриатикой: обеспечить безопасность судоходства и защитить порты и побережье. Задача эта была возложена на небольшой, но хорошо сбалансированный имперский флот, в состав которого входили семь малых подлодок.

[caption id="attachment_1795652" align="alignright" width="413"] Командир U-12 Эгон Лерх[/caption]

В первые дни войны ВМС Австро-Венгрии оказались в сложной ситуации, противостоя значительно более многочисленным флотам Великобритании и Франции. В австрийских штабах, равно, как и в немецких, тогда допускали мысль о немедленном массированном нападении Антанты с моря на их военно-морские базы. Но эти опасения оказались напрасны – британцы и французы ограничились блокадой немецкого флота в Северном море, а австро-венгерского – в Адриатическом. В немалой степени на это решение Антанты повлияла угроза со стороны подлодок.

Впервые объединенная эскадра французских и британских кораблей под командованием адмирала Буэ де Лапейрера пришла в южную Адриатику в августе 1914-го. Но так как штаб ВМС Франции не имел каких-либо планов на случай войны с австрийцами, Буэ де Лапейреру было приказано действовать по обстановке. В целом же, отправка в Адриатическое море военно-морских сил Антанты имела целью оказать военную и политическую поддержку Черногории и давление на Италию, состоявшую в союзе с Веной и Берлином, но в войну пока не вступившую.

Войдя в Адриатику, Буэ де Лапейрер не собирался нападать на вражеские порты, а просто решил уничтожать встретившиеся ему по дороге австрийские корабли. Такая возможность представилась 16 августа 1914-го, когда эскадра Антанты перехватила австрийцев – небольшой крейсер «Цента» и эсминец «Улан», осуществлявших блокаду побережья Черногории. Заметив противника, крейсер и эсминец попытались прорваться к базе Каттаро, но уйти удалось лишь «Улану», а «Цента» был потоплен огнем французских линкоров.

После этого французы ушли к Отрантскому проливу, блокировав выход из Адриатики. Впрочем, блокада была для них дорогим удовольствием, поскольку флот в море тратил очень много топлива, а ближайшая база (на Мальте) была на удалении трехсот миль. В результате, Буэ де Лапейрер сообщил в Париж, что у него есть только два варианта: «устроиться в какой-либо бухте на Ионических островах, принадлежащих Греции, или овладеть какой-либо неприятельской базой».

[embed]https://profile.ru/military/istrebitel-linkorov-kak-kajzerov...[/embed]

Последнюю идею поддержали черногорцы, предложившие французам совместным штурмом взять австрийский порт Каттаро. Но поскольку армия Черногории была маленькой, Франции пришлось бы задействовать в этой операции не только свой флот, но и сухопутные силы. Из-за обстановки на других более важных фронтах французы сомневались стоит ли ввязываться в эту затею, хотя она и выглядела весьма перспективной. В случае взятия Каттаро и размещения там кораблей, Антанта могла бы блокировать все побережье Австро-Венгрии. Однако время оказалось упущено, так как вскоре австрийские подводники выгнали французские линкоры из Адриатики.

Впервые подлодки в Адриатике заявили о себе 16 октября 1914-го, когда австрийская U-3 неудачно атаковала у Каттаро французский крейсер «Вальдек-Руссо». Вскоре после этого, французы привели в Адриатическое море свои субмарины и одна из них, «Кюри» лейтенанта О'Бирна, 20 декабря совершила смелую попытку проникнуть на базу имперских ВМС Пола. Но О'Бирну не повезло. Пытаясь преодолеть боновое заграждение, защищавшее вход в гавань, «Кюри» запуталась в стальных тросах, всплыла, после чего была потоплена огнем австрийских батарей и кораблей.

Когда погибала «Кюри», французский флот вновь вошел в Адриатику и утром 21 декабря его линкоры находились у Бриндизи. К этому моменту позицию в том районе заняла U-12 австрийца Эгона Лерха, приготовившаяся атаковать французские корабли. Около 6:30 Лерх заметил дым и, погрузившись, взял на него курс. Из-за дождя в перископ ничего не было видно, поэтому лодке пришлось всплыть. Она погрузилась лишь, когда впереди стали отчетливо видны мачты и дымовые трубы флота, движущегося строем фронта в противоположном направлении.

После этого U-12 быстро пошла на сближение с противником. Лерх подсчитал, что впереди было около 16 вражеских кораблей. Вскоре они одновременно совершили поворот, перестроившись в колонну. Первым шел дредноут типа «Курбе», за ним следовали броненосцы типа «Дантон» и «Републик». В 08:25 флагманский корабль, дредноут «Жан Бар» под флагом Буэ де Лапейрера, поравнялся с U-12, и она выпустила в него две торпеды с 600-800 метров. После этого, не дожидаясь результата стрельбы, Лерх погрузился, чтобы остаться незамеченным.

[caption id="attachment_1795649" align="aligncenter" width="1200"] Французский дредноут "Жан Бар"[/caption]

По донесению командира «Жана Бара», на линкоре видели, как к нему мчались две торпеды – одна из них прошла за кормой, а другая попала в нос. Раздался сильный взрыв, одновременно с которым с левого борта впереди поднялся фонтан воды и на палубу посыпались обломки торпеды.

[embed]https://profile.ru/military/pobedy-rossijskih-podvodnikov-kt...[/embed]

Хлынувшая в пробоину вода затопила три носовых отсека. Но линкор принял ее в два раза меньше, чем позволял их объем, так как отсеки были забиты разными грузами, включая бочки с вином. В остальном же, ущерб от взрыва был незначителен, поскольку корабельные машины, котлы и артиллерия не пострадали. «Жан Бару» очень повезло, что торпеда не ударила правее – там находился носовой артиллерийский погреб.

После торпедирования флагмана строй кораблей нарушился, они смешались и U-12 оказалась прямо среди них. Но теперь субмарина не могла задержаться на перископной глубине без риска быть протараненной. В итоге, Лерху пришлось отойти, а затем вернуться на базу. А «Жан Бар» дошел до Мальты, где встал на ремонт. После этого случая линкоры Антанты в Адриатике уже не появлялись.

За успешную атаку вражеского линкора Лерх был награжден орденом Леопольда, который вручил ему лично император Франц Иосиф. В дальнейшем Лерх продолжил действовать в Адриатике на субмарине против торгового судоходства, но без ярких успехов. В августе 1915-го U-12 погибла со всем экипажем на минах у Венеции.

[caption id="attachment_1795655" align="alignright" width="432"] Эрцгерцогиня Елизавета Мария Австрийская[/caption]

Финал истории этой субмарины окружен легендами. Согласно одной из них, причиной гибели лодки стал роман ее командира с внучкой императора эрцгерцогиней Елизаветой Марией Австрийской. Якобы, подводник собирался подбить ее на развод, а потом жениться на ней, но император был против и по его распоряжению Лерха отправили на самоубийственное задание.

Другая легенда гласит, что Лерх решил сам прорываться в порт Венеции, где было много целей для его торпед. Успех этого предприятия помог бы ему заслужить высшую военную награду империи – орден Марии-Терезии, славу и признание императорского двора, а заодно повысил бы шансы Лерха жениться на эрцгерцогине.

Однако, на самом деле, U-12 была отправлена к Венеции на разведку, где погибла не во время прорыва через защитные сооружения гавани, а вдалеке, на неизвестном для нее минном поле. Поэтому нет никаких доказательств того, что Лерх действительно хотел прорваться в Венецию.

 

Читать в ПРОФИЛЬ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'