
Во второй половине 2025 года на рынке труда наблюдается парадоксальная тенденция: при рекордно низкой безработице количество открытых вакансий уменьшается. Эксперты объясняют это тем, что работодатели, столкнувшись с дефицитом квалифицированных специалистов, теряют надежду на успешный наём требуемых им сотрудников и перестают вкладывать средства и усилия в поиск персонала.
Согласно Росстата, в сентябре нынешнего года уровень безработицы в России составил 2,2%. Это немного выше показателя августа, когда был достигнут исторический минимум за весь период наблюдений с 1991 года – 2,1%. Для сравнения: еще в январе 2025-го было 3,6%. В столице показатель безработицы, по Аналитического центра Москвы, на 1 ноября упал до 0,15%.
Крайне низкий уровень безработицы в РФ является тормозом для роста экономики, человеческий капитал стал самым дефицитным ресурсом, и это «серьезный системный вызов», заявлял в начале осени глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников.
[embed]https://profile.ru/economy/hrupkij-balans-v-kakih-otraslyah-...[/embed]
Однако вопреки ожиданиям, когда компании, казалось бы, должны активно искать нужный персонал, рекрутинговые агентства сообщают о стабильном снижении числа вакансий на протяжении последних месяцев.
крупнейшего в стране сервиса по поиску работы Headhunter (hh.ru) показывает, что в сентябре 2025-го количество предложений о найме на работу (1,1 млн) снизилось на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в октябре падение достигло 30%. Исследование аналогичного сервиса, SuperJob (есть в распоряжении «Профиля»), также фиксирует отрицательную динамику: российский рынок труда в октябре потерял 15% доступных рабочих мест.
Одновременно с этим наблюдается приток резюме от тех, кто ищет работу: SuperJob сообщает о 19-процентном увеличении количества соискателей в октябре, а hh.ru отмечает рост более чем на треть. Индекс hh.ru поднялся выше отметки 7 пунктов, то есть на одну вакансию в среднем приходится семь резюме.
«Во всех сферах предложений о работе становится меньше, а желающих ее найти – больше. Особенно заметен рост числа соискателей, которые хотели бы найти для себя работу в спортивной индустрии и розничной торговле. В то же время работодатели стали менее активно искать сотрудников в таких областях, как наука, образование, спорт, HR, продажи и туризм», – обращают внимание в Headhunter.
Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова полагает, что парадокса на рынке труда нет. «В условиях острой нехватки рабочей силы, когда безработица минимальна, компании пересматривают свою стратегию найма. Им становится невыгодно тратить ресурсы на поиск новых сотрудников, зная, что найти подходящего кандидата сложно, а вероятность его быстрого ухода высока. Инвестиции в поиск новых кадров становятся рискованными и малоэффективными. Увеличение количества резюме не означает рост безработицы, скорее, это отражает стремление работающих людей найти более выгодные условия труда и их готовность к переходу в другую компанию. В приоритете у бизнеса сейчас удержание уже имеющихся сотрудников, а не активный поиск новых», – объяснила «Профилю» эксперт.
[embed]https://profile.ru/society/po-zakonu-i-ponyatiyam-kak-uzhest...[/embed]
Ее точку зрения разделяет глава кадрового агентства SuperJob Алексей Захаров. Он считает, что рынок труда столкнулся с последствиями демографического кризиса. «Людей, которые могут работать, особенно молодых, становится все меньше. Поэтому и безработицы почти нет. Зачем тогда тратить деньги на кучу объявлений?» – задается вопросом Захаров.
По данным Росстата, за 10 лет численность молодежи в возрасте 20–34 лет сократилась на 26%, а доля сотрудников в возрасте от 20 до 24 лет снизилась на 7%. То есть количество выбывающих с рынка труда превышает число вновь прибывающих. Поэтому тот факт, что стали размещать больше резюме на платформах поиска работы, Алексей Захаров также связывает с желанием работающих специалистов найти более высокооплачиваемую должность и готовностью принять предложение, которое окажется выгоднее.
В октябре 2025 года разница между ожиданиями соискателей и зарплатными предложениями работодателей составила 5600 рублей в пользу последних, следует из данных hh.ru: 75,5 тыс. рублей против 81,1 тыс.
Исследование SuperJob , что, помимо финансовой мотивации (высокая зарплата), соискатели, рассматривающие предложения от конкурирующих фирм, ценят те вакансии, где наниматель обещает карьерный рост, гибкий рабочий график, социальные гарантии, близость к дому, увлекательные проекты и возможность удаленной либо гибридной занятости. Значительная часть респондентов (23%) готова сменить место работы ради доступа к передовым технологиям, а 19% ищут вакансии с уменьшенной нагрузкой.
[embed]https://profile.ru/economy/volnye-svarshhiki-pochemu-na-stro...[/embed]
Замедление найма в условиях крайне низкой безработицы экономисты объясняют общим снижением темпов роста экономики и инвестиционной активности предприятий. В третьем квартале 2025-го ВВП увеличился на 0,6% год к году, из оценки Минэкономразвития РФ, инвестиции в основной капитал выросли на 2,3% против 3,2% во втором квартале, отмечают в . Доля предприятий, жалующихся на нехватку персонала, по данным Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, в октябре сократилась до 30% против более 50% в 2023–2024 годах.
Высокие процентные ставки, растущие издержки и налоговое бремя заставляют компании проявлять осторожность в текущей деятельности, рассказал «Профилю» аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Это приводит к снижению числа запускаемых новых проектов и, как следствие, к «замораживанию» части вакансий.
«Работодатели предпочитают справляться с нагрузкой, перераспределяя задачи внутри уже сформированных коллективов. Некоторые даже переводят сотрудников на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Таковых уже насчитывается более 130 тысяч человек», – подчеркивает эксперт. Когда компании срочно нужны новые люди, то вакансии чаще всего закрывают кадрами, привлеченными по знакомству, из собственных баз данных или по рекомендациям от сотрудников. Ведь, как показывают исследования, около двух третей кандидатов на открытом рынке не отвечают формальным требованиям работодателей по опыту и навыкам.
Вместе с тем эксперты полагают, что обобщенная статистика сайтов по поиску работы не дает полного представления о реальном состоянии рынка труда в различных отраслях и на разных должностях.
В то время как «белые воротнички» сталкиваются с возросшими трудностями при поиске работы, спрос на «синих воротничков» (рабочих, курьеров, складских работников) остается стабильно высоким, и работодатели по-прежнему активно их ищут. В сферах, связанных со строительством, развитием инфраструктуры, промышленным производством, оборонными заказами, логистикой и медициной, по словам Владимира Чернова, наблюдается хронический дефицит рабочей силы. Компании вынуждены бороться за привлечение как рядовых сотрудников, так и инженеров, и даже готовы инвестировать в их обучение и идти на уступки в вопросах графика работы.
[embed]https://profile.ru/economy/hrupkij-balans-v-kakih-otraslyah-...[/embed]
В сфере строительства и развития инфраструктуры постоянно требуются специалисты рабочих профессий, такие как монолитчики, сварщики, электромонтажники и отделочники, а также прорабы, инженеры ПТО (производственно-технического отдела), сметчики и геодезисты. Руководители крупных строительных проектов сталкиваются с трудностями, собирая необходимые бригады. В промышленности и военном производстве имеется потребность в квалифицированных рабочих, таких как операторы станков с ЧПУ (числовым программным управлением), токари, слесари, а также инженеры-технологи и конструкторы.
Одновременно растет спрос на специалистов в области автоматизации и обслуживания оборудования. В сфере логистики и транспорта работодатели ищут водителей, курьеров, экспедиторов, кладовщиков и комплектовщиков, а также людей, владеющих навыками управления складскими системами и цепочками поставок. Текучесть кадров остается высокой, что затрудняет закрытие всех вакансий.
В секторе продаж и сервиса наблюдается постоянная нехватка персонала: продавцов, кассиров, работников общественного питания, администраторов зала и опытных B2B-менеджеров. Хорошие специалисты по продажам требуются всем одновременно, особенно на конкурентных рынках.
В ИT-сфере сохраняется дефицит опытных разработчиков, архитекторов, аналитиков, специалистов по обработке данных и кибербезопасности. Финансовые организации и банки конкурируют за системных аналитиков, риск-менеджеров и специалистов с опытом в области комплаенса и борьбы с мошенничеством.
В аграрном секторе ощущается нехватка агрономов, ветеринаров, инженеров, механизаторов и операторов техники, особенно в тех областях, где бизнес развивается быстрее, чем не успевающая за ним образовательная система.
Одной из промышленных отраслей, где фиксируется острая нехватка кадров, является химическая промышленность, отмечают в SuperJob. Там количество вакансий неуклонно растет. И если для рынка труда в целом характерен прирост количества резюме, то в этой сфере наблюдается снижение объема предложений от соискателей (минус 8% за год). Наиболее востребованы сейчас в химпроме технологи и операторы производственных линий. Инженерам в ноябре работодатели предлагали зарплату до 300 тыс. рублей в месяц, квалифицированным рабочим – до 250 тыс.
[embed]https://profile.ru/economy/dorogoe-zhelezo-ili-deshevye-ljud...[/embed]
Критическая ситуация складывается и в медицине: дефицит кадров испытывают девять из 10 организаций. Особенно остро ощущается нехватка узкопрофильных врачей, специалистов, работающих на пересечении медицины и искусственного интеллекта, среднего медицинского персонала, бригад скорой помощи и социальных работников. Регионы вынуждены бороться за каждого медработника, будь то медсестра или фельдшер. Высоко ценятся и всегда востребованы профессионалы с богатым опытом и собственными наработками. Зарплаты терапевтов в частных клиниках доходят до 350 тыс. рублей, фельдшера – до 230 тыс., выяснили в SuperJob.
В сфере логистики наблюдается нехватка порядка миллиона рабочих рук. Эксперты отрасли объясняют это ростом внутренней и внешней торговли, а также активным развитием инфраструктуры, в частности строительством логистических центров и внедрением автоматизированных складских систем. Нехватка персонала ощущается на всех позициях – от кладовщиков и водителей до экспедиторов. Зарплатный потолок вакансий для водителей-курьеров достиг 300 тыс. рублей в месяц в Москве, 250 тыс. – в Санкт-Петербурге, 220 тыс. – в Екатеринбурге. За год среднемесячный заработок автокурьеров увеличился на 23%.
Минтруд прогнозирует и далее устойчивый дефицит рабочей силы. «В перспективе до 2030 года по сравнению с базовым 2022-м в занятость необходимо дополнительно привлечь 3,1 миллиона человек», – глава Минтруда Антон Котяков. Некоторые эксперты предсказывают, что через пять лет нехватка кадров может составить 4–5 млн человек.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: