
На счету американца Ари Астера четыре полных метра, и на первый взгляд может показаться, что они слишком уж далеки друг от друга. Два образчика так называемого возвышенного хоррора «Реинкарнация» и «Солнцестояние» препарировали фамильную травму и проживание горя. «Все страхи Бо» в садистской манере превратили роад-муви в фрейдианский бэдтрип. «Эддингтон» — вновь с Хоакином Фениксом в главной роли — в формате нео-вестерна исследует реакцию отдельно взятого вымышленного городка в Нью-Мексико на пандемию и движение Black Lives Matter. Объединяет все эти формально далекие друг от друга фильмы то, что режиссер продолжает последовательно и жестко погружать зрителя в пучины чужих и своих неврозов, и если раньше кейсы были скорее частными, то «Эддингтон» — общий: настала пора изучить симптомы страны.
Неудивительно, что в такой атмосфере шерифу, яркому, но типичному представителю нации, буквально сносит крышу. В «Эддингтоне» Феникс продолжает дело, начатое во «Всех страхах Бо»: помогает герою-мямле через нервный срыв пройти все круги ада. Закончится всё тем, что пострадает и мэр, и теща, и темнокожий полицейский, а городок зальет кровью. Пока действие будет набирать обороты, выяснится, что вместо явной злободневной сатиры Астер скорее подсовывает зрителю сложносочиненный фарс в обертке нео-вестерна, на горизонте вспыхивающего криминальной экшн-драмой.

Режиссер действительно не занимает никакую позицию: его можно обвинить и в том, что он против воук-культуры, и в том, что подрывает традиционные ценности. Получается, что конструкция, возведенная с такой скрупулезностью (в сюжетных линиях несложно запутаться, но сценарий всё же поражает четкостью), не имеет под собой никакого конкретного фундамента. Сравнить «Эддингтона» хочется не с высокопарным бичеванием нравов в духе Спайка Ли и Рубена Эстлунда, а скорее уж с «Южным парком», где каждый эпизод выступает почти сиюминутной пародией на то, что прямо сейчас происходит в стране и мире. Только шутить у Астера получается при этом всё же не так смешно.
Ссылки по теме
Я не договорил: как «Треугольник печали» выиграл в Каннах, рассказывая о российских деньгах и навозе
Шпорная территория: 10 вестернов, изменивших жанр
Ад — это родные: 5 хорроров о проблемах в семье
«Все страхи Бо»: Комплекс Феникса
«Солнцестояние»: Дух Огня