В «Ленкоме» состоялись «Задворки» — вечера под таким названием придумал Александр Абдулов, и они проходили несколько лет, начиная с 1987 года. Худрук театра Владимир Панков возродил «Задворки» — нынешний концерт посвятили памяти Марка Захарова.
«Задворки» сейчас называют проектом и даже фестивалем, на самом же деле на рубеже 1980 – 1990-х они проходили один раз в году, когда веселая ленкомовская братия принимала друзей. Хозяева и гости устраивали большой концерт, он длился много часов, включал незапланированные импровизации — нередко собравшиеся вместе встречали рассвет. Самое точное определение «Задворкам» дал Леонид Ярмольник, три десятилетия назад назвавший их праздником. Что же праздновали? Собирались в конце сезона и весело провожали театральный год.
«Задворки» накрепко связаны с именем Александра Абдулова, человека отчаянной раскованности и внутренней свободы. Он стал не просто автором идеи — неукротимый заводила заразил своим замыслом коллег, сложилась крепкая команда. Все делали своими руками: выходили на субботники, чистили двор, строили сцену. Много лет назад Сергей Степанченко сказал про «Задворки»: «Они появились на стыке времен, когда старый мир потихонечку уходил, а новый еще только предчувствовался. Непонятно, что впереди, но уже колышется, волхвуется». Театралы старшего возраста помнят то ощущение безвременья: авангард, если и появлялся, то в глубоком подполье, а существующее уже казалось рутинным.
Абдулов сумел на площадке, что находилась во дворе театра, собрать людей, объединив их идеями грядущего. Он был хедлайнером «Задворок», люди шли за ним. Кажется, ему никто не мог отказать. Нашли последнего аккомпаниатора Александра Вертинского, пианиста Михаила Брохеса и вывели его сцену: он пел, имитируя манеру и передавая голосовой тембр кумира эстрады первой половины XX века. На подмостки «Задворок» выходили Михаил Жванецкий, Андрей Вознесенский, Александр Градский, Геннадий Хазанов. Выступали молодые Леонид Ярмольник, Валерий Сюткин, Гарик Сукачев, группы «Бригада С» и «Ноль». Среди гостей — Екатерина Максимова и Владимир Васильев, Сергей Соловьев и Станислав Говорухин. Все шутили, вспоминали, фонтанировали новыми идеями. Попасть во внутренний ленкомовский дворик стремилась вся Москва. Зрители залезали на деревья, устраивались на крышах, выглядывали из окон близстоящих домов.
«Задворки» задумывались как ежегодные благотворительные концерты: актеры выступали бесплатно, а вырученные средства направлялись на помощь детским домам, инвалидам, нуждающимся. Во многом благодаря «Задворкам» был восстановлен Храм Рождества Богородицы в Путинках. Эта белоснежная, последняя шатровая церковь Москвы находится на Малой Дмитровке, «Ленком» — по соседству. За несколько лет до рождения «Задворок» прошла премьера «Юноны и Авось» с мотивами литургических песнопений и «Аллилуйей любви». Марк Захаров и Александр Абдулов связывали появление спектакля с Божественной помощью — они помнили, что «Звезду и смерть Хоакина Мурьетты» по требованию властей переделывали одиннадцать раз, а «Юнону» приняли сразу и без поправок. Тогда Андрей Вознесенский и Марк Захаров поехали в Богоявленский Елоховский храм к Казанской иконе Богоматери — поклониться за милость и чудо. Эту историю в «Ленкоме» не забывали и мечтали о действующем храме рядом с театром. «Задворки» эту мечту осуществили — восстановили Храм.
Первую часть новых «Задворок» назвали иммерсивный променад. Праздник начинался уже на улице. Перед зданием театра звучала живая музыка в исполнении студентов ГИТИСа, воспитанников саундрамовских мастерских Владимира Панкова и Игоря Миркурбанова. Они же, студенты и молодые актеры, провожали гостей в ленкомовский дворик, по дороге разыгрывая пластические этюды, и окружали вниманием буквально каждого зрителя.
С утра лил дождь, к началу «Задворок» в воздухе повисла осенняя морось. Ей противостояла ритмичная жизнеутверждающая музыка, голосистые актеры-проводники в касках и рабочих комбинезонах зажигательно пели и лихо танцевали, разыгрывали сентиментальные микросюжеты, запускали фейерверки, создавая радостное настроение и отвлекая от непогоды. Вспомнилось, как Александр Абдулов гордился своим умением договариваться с небесными стихиями: поднимал голову и что-то шептал — во время «Задворок» дождя действительно никогда не было. И в этот раз ливень прекратился.
Настоящая мистерия разыгралась на сцене театра, в зрительный зал которого публику тоже сопровождали проводники. Режиссером новой сценической версии «Задворок» стал художественный руководитель «Ленкома» Владимир Панков. Его дар связан с Марком Захаровым единой корневой системой, умением создать многолюдный спаянный актерский ансамбль, способностью зажигать звезды, увлекать полетом смыслов, нацеленностью на зрелищный, музыкальный спектакль, веселый и лирический, насмешливый и трогательный, актуальный и мудрый.
При полном аншлаге состоялся диалог театра нынешнего и театра прекрасной захаровской эпохи. Концерт вела Александра Захарова и делала это точно и с любовью. За ее спиной на фоне жемчужного тумана появлялся белогривый конь, «играющий» в «Поминальной молитве». Александра вспоминала пермский период Марка Захарова и его жены актрисы Нины Лапшиновой, их возвращение в Москву в год Фестиваля молодежи и студентов, непростую судьбу спектаклей отца в театре Сатиры, «Разгром» в театре имени Маяковского и, конечно, ленкомовские хиты: «Мама была самым главным человеком, мама была прообразом для всех произведений, всех его пьес, сценариев, всех его фильмов и спектаклей. Мама объединила три женских образа в спектакле «Тиль», с которого начался золотой век «Ленкома».
С фрагмента «Тиля» и начался вечер — ансамбль «Аракс» и актеры проникновенно исполнили «Молитву»: «В несчастного раба вселился бес / И вот летит он искрой до небес / А мы смиренно укрощаем плоть / Так защити нас праведный Господь!». А далее — коллаж прекрасных зарисовок из спектаклей Захарова, чей почерк, составленный из нюансов, штрихов и акцентов — любим и узнаваем. В исполнении актеров разных поколений оживали образы спектаклей, многие из которых уже покинули подмостки (Марк Анатольевич не позволял стареть своим сценическим произведениям и был неумолимо строг к ним). В этот вечер они, блистательные, возвращались.
Восстановили несколько фрагментов из честного и патриотичного спектакля «Хория» по пьесе Иона Друцэ. Молодые Татьяна Збруева и Александр Фокин не пытались подражать звездам, они примеряли на себя их роли и им удавалось органично передать захаровские стиль и поэтику. Мастера: Любовь Матюшина, Павел Капитонов и Александр Карнаушкин — наполнили свои сцены нежной ностальгией по ушедшей эпохе. Фрагмент спектакля «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» под названием «Заваруха» стремительно и темпераментно разыграли Елена Степанова, Виктор Раков и артисты труппы.
«Батл» из «Безумного дня, или Женитьбы Фигаро» (он и сейчас в репертуаре) иронично и остроумно представили Дмитрий Певцов, Станислав Тикунов, Андрей Миронов-Удалов, Илья Халмурзаев как соревнование в исполнительском ремесле. Яркую хоту из «Женитьбы Фигаро» зажигательно и страстно исполнили увлеченные коллективным творчеством артисты. Вспомнили и ранние шедевры Марка Захарова доленкомовского периода: «Проснись и пой» и «Разгром». Если честно, то из элитного достояния «Ленкома» мне недоставало «Жестоких игр», «Оптимистической трагедии», «Трех девушек в голубом» и «Поминальной молитвы», но она живет на подмостках и потому не в счет. Владимир Панков создал такой структурированный, ювелирный и крепкий каркас «Задворок», в котором сложенные пазлы могут заменяться. Очень надеюсь, что вечер не останется разовой художественной акцией — во всяком случае, поговаривают, что он будет изредка повторяться.
Второй темой «Задворок» стали песенные шлягеры Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы, они прозвучали оммажем эпохе оттепели с гитарами, молодежными компаниями, кухонными посиделками. Сергей Степанченко и Иван Агапов великолепно исполнили убойный хит «Уно Моменто» из фильма «Формула любви» — зрительный зал громко подхватил. Марк Анатольевич действительно создал свой уникальный кинематограф, о чем напомнил и дуэт Эмилии и Трактирщика из «Обыкновенного чуда», который так обаятельно разыграли и спели Александра Волкова, Сергей Пиотровский и артисты — столь лучистые и запоминающиеся, что их массовкой или кордебалетом называть неловко. Музыкой дышали послания красноармейца Сухова, написанные Марком Захаровым для фильма «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля. Они давно стали сигналом любви и паролем преданности: «Обратно пишу вам, любезная Катерина Матвевна, поскольку выдалась свободная минутка. И разнежился я на горячем солнышке, будто наш кот Васька на завалинке. ... Солнышко здесь такое, аж в глазах бело». Многие фразы и выражения давно уже стали крылатыми, на «Задворках» их светло и нежно «подавали» Инна Пиварс и Александра Волкова — и на душе становилось тепло.
«Под занавес» концерта — вновь «Тиль», его финальные сцены — с тонкой захаровской иронией и абсолютным чувством юмора. Их пылко исполнили Игорь Коняхин и Дмитрий Грошев, а Игорь Фокин представил диалог Тиля и Ламме — прозвучала заключительная фраза неунывающего героя, бродяги и балагура Тиля Уленшпигеля: «Еще не время, Ламме. Мое время придет... Знаешь, Ламме, когда мир и покой, когда все хорошо, или кажется, что все хорошо я, может, и не очень нужен. А вот случись в доме беда, когда опасность... тут я объявлюсь! Тут уж я точно объявлюсь!.. Тут уж я выйду на дорогу... и...» И не было в зале человека, кто не вспомнил бы Марка Захарова. Он, конечно жив, пока существует романтическая вселенная его театра, который не спутать ни с каким другим.
На сцену вновь вышла Александра Захарова и процитировала отца: «Умереть — выйти из времени, но это не означает исчезнуть. Во Вселенной нет прошлого времени. Прошлое время придумали недалекие люди...». На экране появился чеканный профиль героя вечера. Зазвучал голос Андрея Вознесенского: «Ты меня на рассвете разбудишь / Проводить необутая выйдешь...» На сцене появились все участники вечера и огромный трехъярусный именинный торт с горящими свечами — Марку Анатольевичу исполнилось бы 92 года. Режиссер прекрасных «Задворок» поздравил Захарова. Вы же помните его слова о том, что он не исчез, а просто вышел из времени...
Фото: Елена Морозова/предоставлены пресс-службой театра «Ленком Марка Захарова»