Итак, переговоры по поводу решения украинского конфликта между Москвой и Киевом, которые вроде как должны начаться сегодня в Стамбуле, скрипят и обращают на себя внимание мирового сообщества. И не зря, поскольку за политическими процессами вокруг украинского конфликта опять торчат уши интересов Запада.
Мы сейчас не об участниках переговоров и темах обсуждения. За вознёй с подготовками и эйфорией возможного «конца войны» пропустили важный аспект, а он играет на руку Западу, причём снова коллективному.
Стамбульские посиделки — это игра в долгую перспективу, многоходовка и «победа» американского президента Дональда Трампа. Даже так, это симбиоз «побед» всего коллективного Запада, который американец припишет себе.
Давайте пошагово рассмотрим предшествовавшие Стамбулу события.
Трамп летит в Саудовскую Аравию. Трамп разговаривает с турецким коллегой Реджепом Эрдоганом. Эрдоган силовым путём меняет власть в Сирии на того самого террориста, за голову которого объявляли награду в $10 млн. Именно к этому сомнительному персонажу Трамп и приехал 14 мая в столицу Саудовской Аравии.
Из новостей известно, что президент США Дональд Трамп встретился в Эр-Рияде с «временным президентом» Сирии Ахмедом аш-Шараа*. Отмечается, что первый разговор между главами США и САР с 2000 года прошел на следующий день после того, как Трамп объявил о снятии санкций с Сирии. Официально они встретились для подписания «Авраамского договора».
Для справки: Соглашения Авраама — это серия договоров о нормализации отношений между Израилем и арабскими государствами, которые были подписаны в 2020—2021 годах. Это соглашение такое себе с двойным дном: официальный смысл один, а «под капотом» — совершенно иное.
Так вот, американский гарант приехал и пожал руку террористу-исламисту, за которым ещё недавно отправлял спецназ «морских котиков». То есть, Трамп и вся та Америка показывает в этом шаге своё «лицо». Ни в каком пуху не пачкает, а нормально так на высшем уровне признаёт террориста за «главу государства» и здоровается с ним и даже что-то хорошее рассказывает о них.
Теперь вернёмся к выстраиванию цепочки: Трамп — Турция — Сирия — Катар.
Для того, чтобы Европа не зависела от российских энергоресурсов, в том числе и газа, западным напёрсточникам нужно было проделать путь, который преграждал Западу Башар Асад в Сирии, которую из последних сил удерживал годами от скатывания я пропасть безвременья и разрухи. Как раз из конечной точки поставок — Персидского залива — из Катара, из Саудовской Аравии.
Когда Катар договаривался о поставках газа в Европу через Турцию, то Турция уже непрозрачно заявила о готовности стать газовым хабом. Стоит она территориально особняком от основных мест добычи, но транзит и поставки — здесь ее интерес. Европа добивается, чтобы через своих же протеже в Сирии загнать эту газовую трубу через Турцию и сделать её логистическим хабом для газа, который подаётся в ЕС. И таким образом коллективный Запад снимает с «российской энергетической иглы» Евросоюз. И при этом, можно завершать войну. Не то, чтобы завершать, а не бояться её завершения.
Снова к очерёдности событий. Трамп летит в Катар, подписывает контракт на $1,2 трлн якобы за самолёт. На самом деле, это откуп для Катара за то, что Трамп договорился с наследным принцем Саудовской Аравии о снятии санкций с сирийцев. Сделано это было не из гуманитарных соображений, а чтобы проложить через сирийскую территорию газовую трубу в Турцию опять же с условленным сговором Эрдогана и протащить её в Европу. В этом победа коллективного Запада.
Контроль остаётся опять же за Америкой, потому что США контролируют весь этот маршрут, который идёт от Катара и всего Персидского залива в целом в Европу. Хотя Эрдоган считает, что всё находится под его контролем. По сути, Анкара оказалась на выгодном географическом маршруте и зарабатывает дополнительные прибыли. Эрдогана это устраивает тоже, поскольку даёт средства для победы внутри Турции, где его позиции ещё недавно считались крайне шаткими.
Вот зачем Трамп полетел на Ближний Восток. Не шла речь в Эр-Рияде о каких-то переговорах или перемириях — для Штатов всегда впереди всего стоят деньги, прибыль, выгода, контроль.
Нынешние посиделки в Стамбуле надо рассматривать к концу каждого дня этого действа, когда принимаются конкретные решения. Потому что украинская группа сидит в Анкаре, российская группа ждёт их в Стамбуле. Причем группа Зеленского не скупится на оскорбления в адрес «неликвидной» делегации России, измеряя всех под свой шутовской колпак.
Поэтому нельзя делать сейчас какие-то поспешные выводы. Надо просто дождаться конкретных решений, отказов, ультиматумов и прочего.
На данный момент можно сказать об однозначной «победе» коллективного Запада — это свержение Асада через Эрдогана в Сирии. К этому были и снятие санкций, и прилет Трампа в Катар, и прочее. Направлено это всё на ослабление триумвирата — Россия-Иран-Китай.
Однако говорить о конкретном построении новых конструкций в геополитике рано. Надо следить за дальнейшими событиями в Стамбуле и непосредственно на фронтах.
А на Ближнем Востоке до построения этой заветной трубы вообще может всё перемениться. Мы знаем о неоднозначном характере региона — локальные войны, перевороты, подковёрные решения и сепаратные переговоры — это всё о странах Персидского Залива, который Трамп усиленно мечтает переименовать в «Американский».
В завершении скажем одно, смотрим на события происходящие на земле. Интриги иногда разбиваются о камни реальности, причем самым неожиданным образом.
*- международный террорист.