Режиссер Сергей Тютин: «Юрий Арабов расширял сознание, поле смыслов»

Культура 20 часов назад 13
Preview

В Гатчине подвел итоги ХХХ Международный кинофестиваль «Литература и кино». Лучшим короткометражным документальным фильмом смотра стал фильм-портрет Сергея и Екатерины Тютиных «Юрий Арабов и Ольга Катаева. Больше, чем любовь». «Культура» поговорила о хитросплетениях судьбы выдающегося кинодраматурга и педагога с одним из его последних учеников, соавтором ленты.

— Как появился фильм-прощание?

— Тридцатого декабря позапрошлого года на похоронах Арабова ко мне подошла продюсер Ирина Васильева и предложила сделать фильм для телеканала «Культура» из цикла «Больше, чем любовь». Мы с моей супругой Екатериной начали снимать в сентябре 2024 года — приехали к Ольге Катаевой, жене и музе кинодраматурга, во Владимирскую область, деревню Кольчугино, на дачу, куда Юрий Николаевич любил сбегать от столичной суеты и писать там свои произведения. Когда возникла потребность в даче, он откликнулся на первое попавшееся объявление. У него была теория, что на самом деле выбора у человека нет, любой выбор — ложный. А значит то, что идет в руки, надо брать не задумываясь. Так и приобрел он этот домик у Пекшинского водохранилища и не ошибся. Мы жили в гостевом домике, бродили по его местам, сочиняли и снимали кино. В нашей картине хотели показать разность вселенных мужчины и женщины, видящих мир с разных сторон, и воссоздать их заочный диалог. Ольга Катаева не очень хотела сниматься, но потом призналась: «В первую ночь, когда вы приехали, мне приснился Юрий Николаевич. Он улыбался...»

Юрий Арабов

— Однако судьба Арабова связана прежде всего с Москвой.

— Да, вся его жизнь прошла в одном московском районе. Он родился в бараке, стоявшем на месте нового здания ВГИКа. Затем его мама, окончившая мастерскую Сергея Эйзенштейна, получила квартиру на улице его имени — в двух минутах ходьбы от киноинститута. Позже, работая рядом, на Киностудии имени Горького, она переехала на соседнюю Сельскохозяйственную улицу. Разумеется, с детства любимым местом прогулок Арабова были ВДНХ и Ботанический сад. Там, под деревьями, его посещали идеи сценариев и книг, в их числе одной из самых известных — «Механики судьбы». Согласно ей, профессиональный драматург может по завязке сюжета предсказать его развязку, угадать причинно-следственную связь. Начиная работать над фильмом, мы ходили на ВДНХ и в Ботанический сад по арабовским маршрутам, с которыми нас познакомила вдова драматурга Ольга Катаева. Она показала нам и тот перекресток на ВДНХ, где произошло роковое столкновение с нарушившим правила велосипедистом, после которого у Юрия Николаевича начались серьезные проблемы со здоровьем.

В наш фильм вошли уникальные кадры интервью с Юрием Арабовым, снятые его учеником Дмитрием Бульбой в 2019 году. Это была прогулка с мастером по местам, где проходила его жизнь. В частности, по Леоновской роще, сохранившейся благодаря ходатайству Юрия Арабова. Парк собирались сносить для строительства китайского центра, но друг Юрия Николаевича, поэт и чиновник Евгений Бунимович, передал арабовскую записку Лужкову, и мэр запретил варварскую вырубку. Тогда Арабов был полон энергии и замыслов, осенью приступил к своей первой режиссерской работе — фильму «Гирокастра» (второе название «Русские жены»). И хотя Юрию Николаевичу было 65 лет, он, как всякий дебютант, на съемках получил массу всевозможных проблем...

— После дорожного происшествия?

— Нет, оно случилось после съемок. А по поводу фильма на лекции он нам рассказывал, что муза драматургии ревнива и наказала его болезнью за измену с музой режиссуры, — он в это верил. А когда они закончили картину, к нему подошел художник-постановщик Валерий Архипов и поинтересовался: «Ну как вам режиссура, Юрий Николаевич?» — «Наверное, можно продолжить и снять что-то современное, простенькое, — откликнулся Арабов, — поищу-ка какой-нибудь свой старенький рассказик!» А уже во время перелета из Албании в Россию сообщил: «Я понял, что надо теперь делать, — «Божественную комедию» Данте!»

— Решил перенести в современность «Божественную комедию»?

— Нет, он замыслил классическую экранизацию. Проект поддержал Минкульт, была проведена большая подготовительная работа, выбраны локации... Это был очень интересный замысел.

— Но его перечеркнула внезапная болезнь...

— И все же он набрал свою последнюю мастерскую. В июле 2022 года я выдержал вступительный экзамен в ассистентуру ВГИК, Арабов участвовал в экзамене онлайн. Юрий Николаевич, с которым мы были давно знакомы, увидев меня сильно удивился: «Зачем тебе это надо? Ты же все знаешь!» Я объяснил, что мне нужен наставник, и он меня взял, и не просто в ассистентуру, единственного из поступивших, он прикрепил меня к своей мастерской. Я был этому несказанно рад. Никто из нас не до конца знал, как тяжело ему было проводить занятия. Это получалось благодаря настоящему подвигу его жены.

Занятия строились так: обычно он задавал посмотреть предложенный им фильм. Потом предлагал высказаться всем, в конце делился своими соображениями и подводил итоги. Учил студентов самостоятельно мыслить. Иногда просил нас делать доклады по теории кинодраматургии и обсуждать их. Потом читал лекцию, которая, как правило, завораживала неожиданным, оригинальным подходом к излагаемой теме. Ему присылали сценарии, читали на занятии, и он с нами их обсуждал. В последние годы давал для просмотра больше советских фильмов — Шукшина, Шпаликова, Хуциева. Арабов находил в этом какое-то удовольствие — очевидно, эти картины вдруг открылись ему по-новому, удивляли нетрадиционным построением. Он все время искал новые подходы к кино.

Юрий Арабов

— Так было всегда?

— Да. Мы познакомились много лет назад, когда я учился у Алексея Германа на Высших курсах. Он пришел к нам прочитать лекцию про 36 драматических ситуаций по Жоржу Польти. Носился по аудитории, гипнотизировал нас, произвел очень сильное впечатление — мы получили инструментарий драматургии, которого нам не хватало! По окончании курсов я запустил образовательный проект «Арткино». Каждое воскресенье в Музее Маяковского проводил мастер-классы выдающихся кинематографистов. В 2008-м пригласил Арабова, который с порога заявил: «Драматургия — это причинно-следственная связь, но я не понимаю, что здесь делаю. Всю неделю я преподаю вгиковским студентам и вместо того, чтобы в выходной день предаваться лени, снова прихожу преподавать законы драматургии — даже не знаю, во что это выльется!» Мы спросили, сколько нужно учить драматургов? Он сказал, что пять лет — многовато, можно справиться за два года. Но мы попросили его уложиться в два часа. Итогом встречи стал выпуск расшифровки этой потрясающей лекции в виде книги, дополненной еще неопубликованным арабовским текстом «Жанр как машина эмоций». В нем была изложена его уникальная концепция жанров. Идея была в том, что каждый привязан к одной эмоции. Например, мелодрама — к умилению, комедия — к смеху и так далее.

Потом мы запустили Всероссийский фестиваль короткометражного фильма «Арткино» и создали одноименную Киноакадемию короткометражного кино, в которую пригласили вступить Юрия Николаевича. Он отнесся к роли эксперта очень ответственно — каждый год отсматривал фильмы лауреатов наших смотров, выбирал лучшие работы. Был и членом жюри, а на 12-м фестивале, когда мы награждали его призом «За выдающийся вклад в развитие авторского кино в России», признался: «Я совсем не ценю призы, они лежат у меня под столом, но пришел сюда потому, что этот фестиваль делают мои друзья». Все эти годы я просил его написать новые главы книги о жанрах. Но он был востребован как сценарист. Единственное, что успел написать, — новую главу о комедии. Мы включили ее в переиздание книги Арабова «Мастер-класс», добавив туда особенно ценный фрагмент его предпоследней в жизни лекции — «О том, как сценаристу подманить вдохновение с помощью режима дня». Сейчас вгиковские ученики и вдова готовятся издать книгу лекций и воспоминаний о Юрии Николаевиче.

Ольга Катаева

— Где можно увидеть «Больше, чем любовь»?

— В сети, на платформе «Смотрим».

— Главное, чему научил вас Арабов?

— Он расширял сознание, поле смыслов. Его ученики хорошо знают классическую литературу, философию и религию, работают над смыслообразованием. Он заводил нас в профессию с самых непредсказуемых сторон — через психологию, метафизику, социологию. В других мастерских так не учат. С первых занятий нас вдохновляло ощущение общения с великим человеком, передающим эксклюзивные знания.

— А конкретно вас?

— Моя творческая задача. Я же пошел во вгиковскую ассистентуру с целью написать оригинальный сценарий «Театр гипноза, или Вдохновение по заказу». Начал работать над ним под руководством Юрия Николаевича, а когда его не стало, меня взял к себе классик отечественного кино Александр Бородянский. Теперь, получив четвертый диплом ВГИКа, готовлюсь как режиссер к этой постановке.

Фотографии предоставлены Сергеем Тютиным

 

Читать в Культура
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'