Многие ждали, что сегодня Центральный Банк снизит ключевую ставку не на символический один пункт, а сразу на 2-4. Высокая кредитная ставка — это опасное торможение экономики, недоступная ипотека и кабальные кредиты. Казалось бы, в ЦБ должны это понимать? Но увы, реальность показывает, что нет. Ибо снижение ставки до 17 процентных пунктов в нынешних условиях — «ни о чем». Кредиты остаются неподъемными, ипотека для большинства — недосягаемой, а бизнес, по сути, лишен инвестиций. На фоне высокой инфляции это выглядит как парадокс: цены продолжают расти, но доступа к деньгам нет.
«ЦБ обошелся символическим снижением ключевой ставки, воспользовавшись ослаблением рубля из-за надежд на то, что он не будет убивать экономику. Без ограничения финансовых спекуляций — по примеру США до 1999, Японии до 2000, Зап. Европы до 1989, Китая и Индии сейчас — мы все обречены. Либералы не дадут выжить», — написал в своем телеграм-канале экономист Михаил Делягин.
А ведь госпоже Набиуллиной и иже с ней посылали чёткие сигналы буквально со всех сторон. И что?
«В ЦБ, похоже, не услышали ни Президента, ни бизнес, ни людей. Набиуллина проигнорировала все сигналы, выбрав осторожность там, где требовался решительный шаг. И как вишенка на торте, индекс Мосбиржи рухнул ниже 2 880 пунктов. Экономика тормозит, новые проекты не запускаются, население зажато», — разочарованно отметил доктор экономических наук Никита Кричевский.
То есть экономика продолжит «мерзнуть», население беднеть, а бизнес «впадать в кому».
«Почему же все так недовольны снижением ставки до 17%, ведь снижение ставки произошло в третий раз и вообще продолжается? А потому, что для развития предприятий, для активизации не губительного по своей стоимости кредитования надо было снижать ставку больше. Компании, потенциальные покупатели недвижимости, малые и средние фирмы — все ждали снижения как минимум на два процентных пункта, до 16%. Но потом надо снижать дальше», — пишет экономист Василий Колташов.
А вообще, 17 процентов для ключевой ставки это много? Нет. Это очень много. Василий Колташов поясняет, что ставки до 3% считаются низкими, в зоне 3-7% находятся нормальные ставки (удобные для кредитования производства и не только его), высокие ставки — это в зоне 7-15%, а вот выше этого уровня находятся сверхвысокие или запретительные ставки, и они слишком высокие, чтобы кредитование в экономике работало.
Что такое продолжение «заморозков» в экономике? Это не только падение уровня жизни граждан и ведение бизнеса на грани выживания. Это ещё и удар по госбюджету.
«Минфин уже фиксирует риски: в 2025 году российский бюджет может недополучить до 1 трлн рублей налога на прибыль. Причины уже известны и вытекают из решения регулятора. Да, пока собираемость налога выглядит лучше, чем в прошлом году: за восемь месяцев — 2,3 трлн рублей, рост на 77%. Но до какой поры будет актуальна данная статистика? По году мы рискуем выйти всего на 3,4 трлн рублей при плановых 4,2 трлн рублей», — пишет Никита Кричевский.
Но почему Набиуллина так упорно держится за высокую ключевую ставку? Неужели всё вышесказанное она не понимает? Навряд ли. Она грамотный специалист. Но тогда почему она это делает умышленно? Таким образом «снижает инфляцию»? Но это уже даже не смешно.
А может ЦБ боится, что россияне кинутся забирать из банков свои депозиты, когда вслед за ключевой ставкой снизятся и проценты по депозитам? Ранее в РАН озвучили, что в случае резкого снижения ключевой ставки и доходности вкладов, россияне могут забрать из банков до 10 трлн рублей. Там отмечают, что проценты по депозитам уже упали до 14%, а дальнейшее падение заставит людей тратить накопления, что способно разогнать инфляцию до 16,5%