Оззи Осборн (Ozzy Osbourne) был главным голосом в хэви-метале. Когда он собрал весь свой ужас, чтобы спеть “Что это такое, что стоит передо мной?” в песне 1970 года “Black Sabbath”, это стало образцом для всех последующих исполнителей металла. Вокалист, скончавшийся 22 июля в возрасте 76 лет, также был мастером мелодий. Будучи ярым поклонником "Beatles ", он придумывал свои собственные вокальные партии, иногда повторяя гитарную партию, иногда позволяя своему голосу возвышаться над всем этим, создавая одни из самых запоминающихся хэви-хитов за последние полвека. И хотя его выходки за кулисами и известность на реалити-шоу как Принца Вопящей Тьмы иногда приносили ему больше заголовков, чем его музыка, в глубине души он всегда был автором песен. Вот 20 лучших песен Оззи Осборна.
Black Sabbath, “Black Sabbath” (1970)
Музыковеды никогда не придут к единому мнению относительно точного момента зарождения хэви-метала, но есть веские аргументы в пользу того, что это произошло в репетиционном зале Black Sabbath в 1969 году, когда они написали песню, настолько мощную, что она стала названием их новой группы. “Мы знали, что у нас что-то есть”, - пишет Томми Айомми в своих мемуарах "Железный человек". “Ты мог это почувствовать, волоски на твоих руках встали дыбом, это было совсем по-другому”. Текст шестиминутной песни был написан под впечатлением от воспоминаний Гизера Батлера о том, как однажды утром он проснулся после чтения книги об оккультизме и увидел большую черную фигуру, стоящую на краю его кровати. Вокал Осборна завораживает, включая леденящие душу стоны “Oh noooo” и “Please God help me”, и песня достигает кульминации. Это послужило основой не только для всех последующих песен Black Sabbath, но и для совершенно нового музыкального жанра.
Black Sabbath, “Paranoid” (1970)
Вплоть до лета 1970 года большая часть музыкальной индустрии отвергала хэви-метал как второстепенный жанр, не имеющий большой массовой привлекательности. Но затем небольшая группа из Бирмингема, Англия, выпустила “Paranoid” в качестве первого сингла со своего второго альбома и наблюдала, как он попал в чарты по всему миру, достигнув четвертого места в Великобритании и 61-го в Америке. Песня, которая начинается с риффа Тони Айомми, была написана в последние часы работы над альбомом, который группа планировала назвать War Pigs. Как только они осознали всю гениальность своего импровизированного творения, они изменили название альбома на Paranoid. Остальное - история хэви-метала. И за последние 50 лет, независимо от того, выступал ли он сольно или с Black Sabbath, Осборн не мог уйти с концертной сцены, не исполнив ее. “Я просто называю ее своим гимном”, - сказал Осборн в 2019 году. “Это простая песня с эффектным ритмом. У этого есть свой колорит, своя атмосфера. Мне нравится думать, что люди и в последующие годы будут получать от этого удовольствие. Время от времени ты получаешь песню из ниоткуда, это подарок”.
Black Sabbath, “Iron Man” (1970)
После протяжной гитарной ноты и механического голоса, провозглашающего “Я - Железный человек”, Осборн рассказывает научно-фантастическую историю ужасов о брошенном металлическом монстре в этом хите с альбома Sabbath Paranoid. “Это история о парне, который изобрел машину времени, путешествует во времени и обнаруживает, что скоро наступит конец света”, - сказал Осборн в 1970 году, объясняя слова басиста Гизера Батлера. “Вернувшись, он превращается в железного человека, и люди не хотят его слушать, они думают, что он ненастоящий. Он немного сходит с ума и решает отомстить, убивая людей. Он пытается творить добро, но в конце концов это оборачивается плохим”. Сила песни заключается в громыхающем гитарном риффе Тони Айомми, но именно грусть в голосе Осборна, когда он поет: “Он никому не нужен, все просто отворачиваются от него/Никто ему не помогает, теперь он отомстил”, - мгновенно сделала ее классической.
Black Sabbath, “Changes” (1972)
Фортепианная баллада Black Sabbath 1972 года “Changes” - очень нетипичная песня для группы, но начиналась она очень типично: Тони Айомми поздно вечером пил кока-колу и сочинял мелодию. Это было записано на пианино в бальном зале огромного особняка в Бель-Эйр, который они использовали во время записи четвертого тома, и Оззи случайно услышал, что он делает. “Я напевал мелодию во все горло, - писал Оззи в своих мемуарах ”Я - Оззи“, - а Гизер [Батлер] написал эти душераздирающие слова о разрыве отношений, который Билл [Уорд] переживал со своей женой в то время. Я думал, что песня была великолепной с того момента, как мы ее впервые записали”. Она так и не была выпущена в качестве сингла, но стала любимой среди поклонников и первым признаком того, что Оззи как артист обладает большим потенциалом, чем предполагали критики. В 1972 и 1973 годах Sabbath исполняли эту песню всего несколько раз, потому что она сильно отличалась от всего остального в их каталоге, но в 2003 году Оззи перепел ее дуэтом со своей дочерью Келли на пике осборнмании.
Black Sabbath, “Sabbath Bloody Sabbath” (1973)
Black Sabbath написали свой пятый альбом Sabbath Bloody Sabbath в замке с привидениями, что объясняет, почему Оззи Осборн звучит как одержимый, когда он ревет о своей мести всем людям, которые сомневались в нем. Даже в милых, исполненных в стиле софт-рока частях заглавной песни Осборн выступает против liars, и все это приводит к пронзительному hellfire: “Sabbath, чертов Sabbath/Больше нечего делать", - воет он. “Жить только для того, чтобы умереть/Dying just for you”. “Для меня это было вершиной Black Sabbath”, - сказал Осборн в 2004 году. “Как певец, я также обнаружил, что человек, с которым можно гармонировать, — это ты сам. Нет никого, кто звучал бы так, как ты, и был бы похож на тебя”.
“I Don’t Know” (1980)
“I Don't Know” начинается со звука гонга, записанного в обратном порядке, что создает совершенно дезориентирующее вступление к песне о замешательстве. “Когда люди добиваются успеха, они начинают становиться закулисными философами”, - сказал однажды Осборн в интервью Planet Rock. “Я не такой парень, я гребаный рок-н-ролльщик с дислексией, так что ”Я не знаю“ - это то, что я говорю: ”Не задавай мне вопросов, я не знаю“. "Ты должен в кого-то верить", - поет он под четкий гитарный рифф.Спрашивай, кто прав/Спрашивай меня, за кем следовать/Не спрашивай меня, я не знаю”. Этот трек открывал дебютный сольный альбом певца Blizzard of Ozz, и, благодаря ленноновскому исполнению Осборном некоторых особенно ленноновских текстов, а также пиротехническому гитарному соло Рэнди Роудса, он идеально задал тон всей его карьере.
“Crazy Train” (1980)
Всем привет! “Crazy Train” стал первым сольным хитом Оззи Осборна и прекрасным началом его карьеры после Black Sabbath. Благодаря быстрому гитарному риффу в исполнении Рэнди Роудса и текстам песен о том, как ощущается холод войны, и призывам к миру в исполнении басиста Боба Дэйсли, Осборн сбросил с себя тяжелую ношу лидера своей предыдущей группы и создал новый вид металла, который явно принадлежал восьмидесятым. Его голос звучит одновременно оптимистично и осторожно, когда он поет вступительную строчку “Безумно, но так оно и есть”, прежде чем перейти к своей фирменной истошной песне в припеве “Душевные раны все еще ноют”. “Когда мы записывали ”Crazy Train", я знал, что у нас получилось что-то хорошее", - сказал однажды Осборн в интервью Planet Rock. “Это было волшебное время”.
“Mr. Crowley” (1980)
Джимми Пейдж провел большую часть семидесятых, опровергая слухи о том, что музыка Led Zeppelin была вдохновлена английским сатанистом Алистером Кроули, но на заре восьмидесятых Осборн вышел и назвал свой второй сольный сингл “Mr. Кроули”. “Я прочитал несколько книг об Алистере Кроули”, - написал он в сопроводительной записке к бокс-сету The Ozzman Cometh. “Когда мы записывали альбом Blizzard of Ozz, по всей студии валялась колода карт таро, которые он разработал. Что ж, одно привело к другому, и песня "Mr. Кроули”родился". Песня, написанная в соавторстве с Рэнди Родсом и басистом Бобом Дэйсли, достигла 46-го места в Великобритании и, после огромного успеха “Crazy Train”, укрепила идею о том, что сольный исполнитель Оззи - это нечто большее, чем просто случайный успех. Он собирался пробыть здесь еще долго.
“Suicide Solution” (1980)
Оззи Осборн был по уши в муках алкоголизма, когда начал работать над Blizzard of Ozz, что вдохновило басиста и автора текстов Боба Дэйсли на написание песни о потенциально фатальных последствиях его зависимости. “Вино - это хорошо, но виски действует быстрее”, - написал он. “С ликером самоубийство происходит медленно/Возьми бутылку, утопи свои печали/И завтра они уйдут”. Это был один из самых выдающихся треков альбома, и на протяжении десятилетий он пользовался популярностью на концертах, но некоторые критики сочли, что песня в какой-то мере направлена на самоубийство. “О ”Решении проблемы самоубийства" не было написано: "О, это решение, самоубийство", - сказал Осборн в 2020 году. “Я был заядлым пьяницей и спился до смерти. Это было решение покончить с собой”. Через пять лет после выхода песни родители подростка, который покончил жизнь самоубийством, подали в суд на Осборна, утверждая, что виной всему песня. Судья в конечном итоге отклонил это дело.
“Flying High Again” (1981)
Оззи никогда не скрывал своих демонов, особенно пристрастия к наркотикам и алкоголю. В “Flying High Again” он прославлял их. “Вы не можете видеть то, что видят мои глаза”, - поет он о людях, которые осуждают его. “И ты не можешь быть внутри меня... снова взлететь высоко”. Это праздник, когда Оззи погружается в калейдоскоп. “Я вдруг понял, что, когда я был наркоманом, я писал такие вещи, как ”Flying High Again", "Snowblind" и все такое дерьмо", - рассказывал Осборн изданию Spin в 1986 году. “И как-то вечером я подумал: "Черт возьми, я пою одну песню "за", а потом сразу же пою другую "против". Но дело в том, что это нормально... Это часть моей жизни. Это часть того, кто я есть и кем я буду”.