
Культовый фильм «Джентльмены удачи», вышедший на экраны в далеком 1971 году, мгновенно завоевал сердца миллионов зрителей, став безусловным лидером советского кинопроката. Фразы из этой комедийной ленты, снятой талантливым режиссером Александром Серым, в одночасье превратились в народные афоризмы, пережившие десятилетия. Однако за кадром этой искрометной истории скрывалось немало удивительных, порой драматичных, а иногда и по-настоящему опасных моментов, о которых создатели и актеры предпочитали долгое время умалчивать.
Погрузимся в мир закулисья легендарной картины и узнаем, какие тайны хранили «Джентльмены удачи».

От «Рецидивистов» к всенародной любви
Изначально сценарий будущего хита носил куда более суровое название — «Рецидивисты». Первоначальная задумка авторов предполагала, что противостоять группе отъявленных мошенников — фальшивомонетчику, альфонсу, карманнику и жулику — будет добропорядочный милиционер, внедренный в их преступную среду. Однако цензура и творческие поиски привели к кардинальной переработке сюжета, и центральной фигурой истории стал скромный, но обаятельный заведующий детским садом.
Роль главного героя, впоследствии блестяще воплощенная Евгением Леоновым, создавалась специально для него. А вот образы воров-рецидивистов на ранних этапах сценария выглядели совершенно иначе. Планировалось, что Ролан Быков сыграет фальшивомонетчика по кличке Миллиметр, Юрий Никулин перевоплотится в многоженца-альфонса, а Андрей Миронов станет угонщиком по прозвищу Пижон. Савелию Крамарову же предназначалась роль карманника по кличке Косой. Однако все, кроме Савелия Крамарова, отказались от участия в проекте, что вынудило авторов вновь переписывать сценарий, изменяя характеры персонажей и их взаимоотношения.
На роль Хмыря пробовались такие мэтры, как Лев Дуров, Рудольф Рудин и Виктор Сергачев. В итоге ее получил неподражаемый Георгий Вицин, который согласился сниматься при одном условии: ему позволят поработать над гримом, чтобы максимально убедительно выглядеть в образе бывалого преступника. С Василием Алибабаевичем тоже возникли трудности: изначально роль предлагалась Фрунзику Мкртчяну, но он не смог прибыть на съемочную площадку из-за участия в торжественных мероприятиях, посвященных 50-летию образования Армянской ССР. Так роль досталась Раднэру Муратову, которого изначально приглашали на эпизодическую роль начальника тюрьмы. Евгений Леонов же, готовясь к своей знаковой роли, проявил невероятную дотошность: он посещал Бутырскую тюрьму в Москве, наблюдая за арестованными через дверной глазок и тщательно фиксируя их речь и манеры в своем блокноте.

В вихре съемочного процесса: Москва, Самарканд и неожиданности
Съемочный процесс культовой комедии протекал стремительно: всего три месяца, с февраля по апрель 1971 года. Кинематографисты использовали уже готовые локации. Например, знаменитая сцена в детском саду была снята в реальном дошкольном учреждении Москвы, что придало ей особую аутентичность. Часть эпизодов снимали в павильонах «Мосфильма», где старые декорации были переоборудованы под нужды картины. Дачу профессора археологии нашли в живописном Серебряном Бору, а сцены тюрьмы и побега снимали в знойном Самарканде. Заброшенный дом и театр же вновь вернули съемочную группу в Москву.
Верблюжьи капризы и вшивый осел: неожиданные трудности
Поиск верблюда для съемок обернулся настоящим квестом. В Самарканде, к удивлению съемочной группы, этих животных оказалось крайне мало, и подходящий экземпляр пришлось искать с большим трудом. Известный эпизод, где верблюд плюется в героя Савелия Крамарова, был снят без использования настоящей слюны: вместо нее применили вспененный состав, напоминающий пену для бритья, который и вылили на актера. А в одной из сцен и вовсе произошла курьезная подмена: кто-то из съемочной группы посадил Евгения Леонова на спину человека, а затем снял так, будто он едет верхом на двугорбом животном. Актер отказался залезать на верблюда, но причина была вовсе не в звездном снобизме или страхе высоты.

«Ехали мы как-то вечером со съемок под Самаркандом. Вдруг видим: белый осел пасется. Евгений Павлович попросил остановиться, чтобы сфотографироваться с редким животным. Позировал, обнимался с ним так и сяк… Вернулся в „рафик“, а сидящий рядом Крамаров вдруг говорит: „Что это ползет по тебе?“ Оказывается, осел был вшивым, и Леонов, обнимаясь с ним, несколько вшей прихватил с собой. Евгений Павлович страшно засмущался, разрумянился, как ребенок. А когда приехал в гостиницу, долго отмывался и натирал себя разной гадостью. Понятно, что после такого конфуза с ослом садиться на верблюда у него не было никакого желания», — вспоминал оператор-постановщик фильма Георгий Куприянов.
Вязкий «цемент» и омолаживающая «манка»
Одной из самых технически сложных и запоминающихся стала сцена в цистерне цементовоза. Создать правдоподобную имитацию жидкого цемента оказалось непросто: пивные дрожжи и манная каша, которые пробовали вначале, не давали нужного эффекта. На помощь пришли химики, предложившие использовать хлористую закваску, подкрашенную зеленой луковой эссенцией. Получившийся раствор был липким и едким. Актеры, выбравшись из цистерны, тут же бросились отмываться. Однако Георгий Вицин, к удивлению всех, остался внутри, утверждая, что слышал, будто состав настоян на 23 травах и обладает омолаживающим эффектом для кожи.
«Сначала попробовали пиво, но оно не такое густое, как цемент. Потом решили посадить актеров в манную кашу. Но каша оказалась хороша только в горячем виде, а как только остывала, превращалась в комки. Не будем же мы заставлять заслуженных артистов купаться в кипятке! Тогда химики придумали состав: нечто среднее между бражкой и манной кашей. Он был теплым и вязким и на экране смотрелся как цемент. А вот одежду, которую снимали и пытались высушить главные герои, окунули в настоящий цемент. Он, как помните, застыл, и преступникам пришлось бежать голышом», — делилась воспоминаниями директор картины Александра Демидова.
Общий план картины с актерами, погруженными в «цемент», снимали уже в павильоне. Савелий Крамаров, страдавший клаустрофобией, отказался лезть в настоящую цистерну, поэтому его появление в сцене, где герои выбираются наружу, было смонтировано отдельно.

Опасные искры и шампунь вместо слюны
Зрители наверняка помнят зрелищную сцену, где «повар» Василий Алибабаевич зажигает керосинку, и в доме происходит мощный взрыв. Этот эпизод снимали в одном из московских зданий, предназначенных под снос, что позволило съемочной группе без проблем получить разрешение на вход и последующий поджог. Однако увлечение процессом едва не обернулось трагедией.
«Съемочная группа настолько увлеклась процессом, что перестала замечать опасность. В результате операторов и ассистентов буквально за шиворот вытаскивали из пламени», — рассказывала Александра Демидова, директор картины.
А в эпизоде, где герои собираются на даче за столом, Савелию Крамарову пришлось набрать в рот настоящий шампунь, поскольку кинематографисты так и не смогли найти подходящую замену для имитации пены.

Смех сквозь дубли и импровизация на морозе
Актер Олег Видов, исполнивший роль милиционера, столкнулся с неожиданной проблемой на съемках сцены в такси. Он постоянно срывал дубли, не в силах сдержать смех, глядя на Савелия Крамарова и слушая его реплики. Особенно его веселила коронная фраза: «Карту купи, лапоть!» В итоге большую часть сцены Видов отыгрывал, практически не глядя на своего коллегу.
На съемках утренней зарядки на морозе произошел забавный случай, вошедший в фильм. Раднэр Муратов опоздал на площадку и не знал, что остальные актеры договорились не раздеваться. Он начал снимать одежду, и остальным пришлось последовать его примеру — актерская солидарность взяла верх. Затем Крамаров, подхватив игривое настроение, неожиданно натер Муратова снегом, а Вицин, не растерявшись, принялся тереть и самого Крамарова. Этот дубль с живой импровизацией и вошел в окончательную версию картины, придав ей неповторимый колорит.

Загадка рычащего мальчика: Игорь Угольников или нет?
Долгое время ходили слухи, что рычащего мальчика в маске волка сыграл маленький Игорь Угольников. Однако это не так: на момент съемок Угольникову было уже восемь лет, а ребенку в кадре — не более пяти. Эту легенду, как оказалось, придумал сам телеведущий в одной из своих передач. Настоящего актера звали Игорь Дрыга, и его мама бережно хранит комбинезон сына на память.
Блатная лексика и народная любовь
Аутентичную блатную лексику в фильм привнес режиссер Александр Серый, который использовал свой собственный тюремный опыт. Изначально сценаристы хотели ввести в обиход слово «падла», но цензура категорически запретила его использование, вынудив искать замену. Вариант «редиска» предложила сценарист Виктория Токарева, и он мгновенно стал крылатым.
После выхода на экраны фильм приобрел невероятную популярность. У касс кинотеатров выстраивались огромные очереди, а спекулянты скупали билеты по 20 копеек, перепродавая их уже по три рубля. В казахстанском городе Джамбул (ныне Тараз), который так часто упоминает Василий Алибабаевич в фильме, установлен памятник героям ленты. Там можно увидеть переодетых в старушек Косого (Савелия Крамарова), Доцента (Евгения Леонова), Хмыря (Георгия Вицина) и самого Василия (Раднэра Муратова). Возможно, именно знаменитая фраза из фильма «Хочу в Джамбул! Там тепло, там моя мама!» стала причиной выбора этого места для установки памятника.
Что вы думаете о судьбе этой легендарной картины и её создателей — справедливо ли сложилась их жизнь? Поделитесь мнением в комментариях.
«Джентльмены удачи» — это не просто фильм, это целая эпоха, ставшая частью культурного кода нескольких поколений. За полвека он не утратил своего обаяния, продолжая дарить смех и хорошее настроение.
История создания этой комедии полна драматичных и забавных моментов, которые лишь подтверждают, что настоящее искусство рождается не только в творческих муках, но и в вере в свою мечту.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: