Необходим разговор, откровенный разговор с молодежью

АРГУМЕНТЫ 21 часов назад 22
Preview

Воспитание молодёжи и правильные установки подросткам. Сегодня об этом говорят многие. Только вот отечественное наше телевидение как-то не особо стремится, чтобы возродить выходившие некогда и бывшими заслуженно популярными и востребованными передачи для детей и подростков. Что мы имеем? В основном — развлекательный контент. Далеко не всегда соответствующий по своему качеству задаче воспитания подрастающих граждан своей страны. Кто решил, что нашим детям нужно лишь «развлекалово»? Где те программы, которые учили бы подростков правильному восприятию мира, объясняли бы и направляли? Передачи, которые позволяли бы подросткам задавать вопросы, высказывать собственное мнение, наконец, быть услышанными? А ведь такие передачи когда-то были! И яркий тому пример — программа «До 16-ти и старше», шедшая на отечественном телевидении многие годы.

«До 16 и старше», смело пробиравшаяся сквозь идеологические рамки и впервые открыто говорящая о жизни советской молодёжи программа. За рулем этого новаторского проекта стояли журналисты Алексей Комов, Николай Коровин и Светлана Чиркова — пионеры подросткового телевидения в СССР. Формат программы был настолько же инновационен, насколько смелой была сама ее концепция.

В отличие от традиционных советских пропагандистских передач, «До 16 и старше» не навязывала единообразную идеальную картину мира. Создатели решили дать слово самим подросткам. Короткие интервью, снимавшиеся в разных уголках страны, показывали разнообразие жизни молодежи — от скромных городов до шумных метрополий. Зрители увидели не приукрашенные образы, а реальных подростков со своими проблемами, мечтами и взглядами на мир. Программа не боялась затрагивать острые вопросы: сложные отношения с родителями, первая любовь, трудности в общении со сверстниками, популярные в то время субкультуры — от рокеров до хиппи.

Ведущий не просто задавал вопросы, но и комментировал ответы в контексте социальных и психологических процессов, происходивших в общества. Это было беспрецедентным явлением для советского телевидения. К 1988 году «До 16 и старше» завоевала огромную популярность, став культовой передачей для целого поколения. Ее успех объяснялся не только актуальностью тем, но и умением создателей найти общий язык с молодежью, показать ее жизнь без сенсаций и преувеличений, со всей ее сложностью и противоречивостью.

В выпусках освещали насущные проблемы подростков: от взаимоотношений с родителями и сверстниками до различных субкультур. Концепция изначально была такой: у подростков из разных социальных групп брали короткие интервью, чтобы понять, почему они решили примкнуть к тому или иному течению, и параллельно ведущий рассказывал подробнее об определенной проблеме молодого поколения. Позже программа, по сути, выросла в ток-шоу. Гостями студии «До 16 и старше» были музыкальные звезды первой величины. В частности, Виктор Цой, Богдан Титомир, Валерий Леонтьев, Линда, группы «Король и Шут», «Лицей», «Агата Кристи», «Чиж & Co» и многие другие.

На последнем этапе своего эфирного существования программа до неузнаваемости изменилась, став молодежным ток-шоу с площадкой для дискуссий по злободневным и извечным темам.

Программа оставалась популярной и актуальной 18 лет. За это время над ней работали несколько известных ведущих, в числе которых были актер Алексей Веселкин, его коллега Лариса Пятницкая, писатель и журналист Алексей Комов, а также телеведущий Сергей Супонев.

Но руководство ныне «Первого», а тогда ещё «ОРТ», посчитало, что программа не отвечает требованиям сегодняшнего дня. И программу закрыли. Но замены ей сделать так и не смогли. Несмотря на всю актуальность программ, адресованных подросткам. Но не пришло ли сегодня время вспомнить старый хороший опыт по работе с молодёжью? Как те же медиа это делали. Вся информационная линейка в своё время работала на все возрастные категории, особенно уделяя внимание подрастающей смене поколений. Куда же всё это делось сегодня?

«Это была целая выстроенная система. Печатные издания, от «Веселых картинок и «Мурзилки» и заканчивая сверхпопулярными журналами «Ровесник», «Сельская молодежь», «Техника молодежи» и прочие, прочие, прочие. В том числе и газеты: «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец», в котором мне посчастливилось работать (подписку на них разыгрывали на производствах, потому что просто так подписаться было невозможно). Ну и, конечно, телевидение. Я считаю, что советское детско-молодежное телевидение — это образец работы с подрастающим поколением.

То, что на нашем телевидении сегодня... Сейчас у нас те же развлекательные программы, якобы для молодежи, делаются по форматам Запада.

А между прочим, в советский период западные вещательные производящие компании приезжали к нам и смотрели и учились у нас! Например, как делаешь конкурсные программы, те же «Веселые нотки» и другие очень интересные программы. А говоря о содержательных передачах, таких как «До 16-ти и старше», а затем «Взгляд», то, пожалуй, на западном вещании подобных им не найдешь. Я пытался найти контакты, когда ездил за рубеж, но встречал полное непонимание. Они реально не понимали, что это такое и как нам удается делать такие передачи для детей и юношества. Надо сказать, что и само производство детских и молодежных программ было на особом статусе у гостелерадио.

Учитывая важность выполняемой в этом направлении задачи, нам давали больше техники, нам давали больше возможностей, и поэтому мы могли творить, а ребята всех возрастов находили свои программы. Но не развлекательные, как сейчас. Я не буду говорить про качество, я говорю, пока только о содержании. А программы были именно содержательные. Где ребята могли увидеть, услышать и участвовать.

Сейчас это исчезло по определению. И если для детей младшего возраста еще можно найти что-то любопытное, потому что это развлечение, то подростки и молодежь раннего периода (ну где-то до двадцати одного года) ничего для себя не найдут. Это является просто черным пятном, как в печатных или электронных СМИ, таки, в первую очередь, на телевидении. И это очень большая проблема, на которую, к сожалению, сегодня никто не обращает внимания», — сказал в одном из своих интервью один из создателей «До 16-ти и старше» писатель и журналист Алексей Комов.

Получается, что, если раньше старались охватить всю молодежную аудиторию, начиная с младенческих, практически первых шагов, и заканчивая взрослой молодежью, то сейчас просто «действия ни о чём». Вот сделали детский канал, типа как «Карусель» и ряд других — отлично, «детское вещание есть, рапортуют. А что там показывают лишь мультики... Да ещё и нередко деструктивными по форме и содержанию. И вообще, во многом политика информационной работы с детьми и подростками либо упущена, либо ориентирована на западные тренды. Это правильно?! Тем более — в нынешних условиях.

«Особенно во время обострения информационной войны, надо бороться за умы юных людей, подростков, молодежи, а не прививать им чужое и чуждое. И бывая в зоне СВО, я видел, как на Украине это делается, как делают это наши противники. Чем мы отвечаем? Ничем!

Скажу больше — возраст подростков и молодежи раннего периода нельзя упускать! У нас совершенно отсутствует сознание, руководство к достойной антипропаганде чужеродных ценностей! Я не знаю, кто „руководит“, как-то так не понимаю, именно информационной работой! Как-то, когда участвовал в конференции стран СНГ, которая обсуждала уровень образования, учебы студентов факультетов журналистики и аналогичных им, я подошел к одной милой даме, высокому чиновнику на ответственной работе в „министерстве цифры“. И задал вопрос: а почему у нас на телевидении, ведущих федеральных каналах полное отсутствие молодежных программ, каких-то передач для подростов? И ответ меня просто поразил!

До сих пор я нахожусь даже в некотором шоке. „На голубом глазу“ (то есть абсолютно серьезно и искренне), эта милая, очень симпатичная дама заявила, что подростки и молодежь ... не являются целевой зрительской группой для федеральных каналов, а потому им неинтересны!», — считает Алексей Комов.

Всё сегодня решает не нужность, правильность подачи контента, предназначенного подспудно воспитывать и направлять подрастающее поколение, а деньги. Те самые, которые каналы получают от рекламы в популярных передачах. Коммерческий уклон заменил функцию телевидения по воспитанию духовности, нравственности... По сути — у нас федеральные каналы превратились в некие купеческие лавки, которые работают по заказу потребителей. А если заказов нет, или это коммерчески не выгодно, то это не целевая аудитория и можно на нее не обращать внимания!

Может быть сегодня формат «До 16-ти и старше устарел. Но где замена? «Беременна в шестнадцать»?! «Хулиганки»? «Дом-2», простите? А ведь сегодня просто необходим разговор, откровенный разговор с молодежью, а не вот это «развлекалово»!

«Необходим разговор, откровенный разговор с молодежью — это точно. И это подтверждают недавние достаточно грустные события, когда во время мобилизации одни молодые люди пошли защищать наши принципы и идеалы, другие стали волонтерами и помогают, чем могут в силу своего возраста, а третьи просто сбежали. А почему они сбежали? Может быть это не только их вина. Нет, их личная вина есть, конечно. Но и то, что им вовремя не объяснили, не поговорили, а объясняли им другие люди, с иной идеологией и моралью... Где-то они стали жертвами пока еще, на мой взгляд, проигрываемой нами информационной войны.

Здесь очень большие проблемы поставило наше новое время. А замалчивать эту проблематику и делать вид, что этого нет — пожалуй, это самый лучший вариант, который только можно найти. И если мы уж вспомнили такое определение как информационная война, то мы просто оставляем в ней наши позиции нашим противникам. Почему — объяснить это невозможно. Ощущение возникает такое, что те, кто должен выруливать в этой области нас попросту не слышат», — говорит Алексей Комов.

Сегодняшний провал, а иначе это назвать трудно, имеет много причин. И одна из них — нехватка профессионалов и энтузиастов своего дела.

«Профессионализм прежде всего. Дело в том, что профессионализм — это не умение что-то вещать в кадре, красиво себя подавать и так далее. Профессионализм — это умение осмыслить и подать содержание, найти общий язык с героем, дать понять, зачем ты делаешь этот сюжет или эту программу. Надо сказать, что не только те, кто делал „До 16-ти и старше“, озабочены тем, что нет больше таких программ. Вот со мной связался такой очень интересный молодой человек, Илья Грин. Он сейчас пытается своими силами, на свои деньги, возродить программу в интернете. „Шестнадцать плюс“ она называется. Само вот это желание стоит только приветствовать. Другое дело, что конечно, пока у него не очень сильно получается. И они, создатели программы, это вполне осознают. Главная проблема в том, что некому ее делать. Они не могут найти людей. Молодых студентов, которые поняли бы, что и как надо делать. И имели бы умение найти актуальную тему, осмыслить ее, подать, говорить, да просто держать микрофон, если понадобится. Все это есть совокупность.

Но главное — это кураж (как говорят в цирке: сознание исключительности того, что ты делаешь, и ты то, что ты должен сделать лучше всех). И тогда ребята верят. И тогда твои герои отвечают тебе откровенностью. При чем такой откровенностью, которая не всегда и с родственниками бывает или с родными, и даже с родителями. Вот это главная струна. Вот это — профессионализм.

И тогда, отталкиваясь от этого, мы можем предложить (напомню, мы не должны воспитывать, человек должен воспитывать сам себя) по какому пути идти. И вот тогда наши зрители будут понимать, по какому пути идут, потому что нельзя заставить человека идти туда, куда он не хочет и понимать то, что ему именно навязывают. А уж тем более в таком возрасте ежиков как подростки», — отмечает Алексей Комов.

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Читать в АРГУМЕНТЫ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'