Народный артист СССР, чье имя неразрывно связано с культовыми картинами «Берегись автомобиля» и «Экипаж», прожил жизнь, достойную отдельного киноромана. Тяжкие испытания, чередующиеся с мгновениями искреннего счастья, закалили его характер и сделали легендой советского кинематографа. Но что скрывалось за блеском софитов и экранным образом?

Детство на Васильевском: цирк вместо точных наук
Георгий Жжёнов появился на свет 9 марта 1915 года в старинном Санкт-Петербурге, на Васильевском острове. Он был седьмым из девяти детей Степана Жжёнова, и, по признаниям самого артиста, отношения с отцом были непростыми. Совсем иначе складывалось с матерью, Марией, которую будущая звезда искренне обожала и считала главной опорой в своей жизни.
В своих мемуарах Жжёнов откровенно описывал быт многодетной семьи: «Жили без столичных излишеств, по-деревенски: стол, лавки, несколько табуреток, нехитрый посудный ларь да образа в переднем углу — вот и вся мебель. И, как водится, полати от стены до стены вместо кроватей. На них, как на деревенской печи, как в норе или в гнезде, спали, ели, играли, ссорились и мирились, подрастали помаленьку все мы — многочисленное семейство Жженовых. Отец был прижимист, берег каждую копейку — копил. На нужды семьи не обращал никакого внимания: живы — и ладно! Отец держал всех в черном теле. Над первой своей женой имел власть неограниченную. Боялись все, кроме моей матери».
Мария, женщина невероятной силы духа, воспитывала не только пятерых родных детей, но и четверых старших, оставшихся от первого брака мужа. Судьба не щадила её: однажды, будучи высланной из города за незаконную торговлю, она тайно возвращалась, чтобы прокормить своих детей. Ей даже пришлось пойти на фиктивный развод, чтобы обезопасить семью от дальнейших бед.

Маленький Гриша, несмотря на обучение в школе с физико-математическим уклоном, мечтал о совсем другой судьбе — о манеже и театральных подмостках. В 15 лет он принял смелое решение, бросив школу ради циркового училища. Возраст не соответствовал правилам приёма (брали с 16 лет), но юный Георгий не растерялся: он поступил, используя документы своего старшего брата Бориса. Эта хитрость быстро раскрылась, но талантливого акробата, уже выступавшего на арене с первых дней, простили. Его номера были действительно впечатляющими.
От акробатики к кино: первые шаги на экране
Неудивительно, что яркого, мужественного акробата заметили представители «Ленфильма». Уже в 17 лет Георгий получил свою первую главную роль – тракториста Пашки Ветрова в картине «Ошибка героя». Этот момент стал поворотным в его судьбе.
«С этого фильма и началась моя бескорыстная любовь к кинематографу, продолжающаяся с некоторой взаимностью уже около семи десятков лет», — так вспоминал артист о своём дебюте.

После этого Жжёнов без колебаний оставил цирк и поступил сразу на второй курс Ленинградского техникума сценических искусств. Годы учёбы были насыщены работой: он продолжал активно сниматься в таких фильмах, как «Золотые огни», «Чапаев», «Наследный принц республики», оттачивая своё мастерство и готовясь к большим ролям.
В вихре репрессий: две ссылки и сломанная судьба
Однако безоблачному творческому пути не суждено было продлиться долго. Тень политических репрессий нависла над семьёй Жжёновых. Ещё в 1934 году старший брат Георгия, Борис, был исключён из института за отказ присутствовать на похоронах Сергея Кирова, ближайшего соратника Сталина. Хотя позже его восстановили, в 1936 году Бориса вызвали в НКВД, откуда он уже не вернулся.
Официальный арест Бориса в 1937 году стал фатальным для всей семьи. Власти приняли решение выслать их в Казахстан. Георгий воспротивился этому, и в ответ его самого арестовали. Тогда его спас Сергей Герасимов, мастер, ходатайство которого помогло Жжёнову обрести свободу и вернуться на «Ленфильм».

Однако это было лишь временной передышкой. Арест брата положил начало череде трагических событий. Во время съёмок фильма «Комсомольск», направляясь на поезде в закрытый город Комсомольск-на-Амуре, Жжёнов познакомился с американским атташе Филиппом Файмонвиллом. Их встречи, произошедшие ещё дважды, стали фатальным предлогом для обвинения в шпионаже в пользу США. Последний раз они виделись в Большом театре, где их прощание обернулось роковой ошибкой.
«Прощаясь в этот вечер с Файмонвиллом, я пожелал ему здоровья, поблагодарил за внимание, сказал, что уезжаю домой, в Ленинград, короче говоря, как можно вежливее дал понять, что эта встреча с ним последняя. На мои дипломатические зигзаги он ответил: «Пожалуйста. Вы не первый русский, который прекращает знакомство без объяснений. Поступайте как вам угодно, хотя я и не понимаю этого», — с горечью вспоминал Георгий Жжёнов.
В 1939 году артиста приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей и отправили на Колыму, на золотые прииски. Там он освоил множество профессий: был шофером, слесарем, диспетчером. Именно там, в нечеловеческих условиях, он воочию убедился в жестокости лагерного режима, о котором ранее предупреждал брат Борис, но которому Георгий не поверил, сжигая его записи.
В 1943 году, когда срок казался близким к завершению, началась Великая Отечественная война, и Жжёнову, как и многим другим заключённым, продлили ссылку ещё на 21 месяц. Даже после досрочного освобождения в 1945 году за «хорошую, добросовестную работу» ему не разрешили вернуться домой, вынудив остаться на Дальнем Востоке. Тогда он нашёл отдушину в Магаданском музыкально-драматическом театре, где продолжил играть на сцене.

В 1947 году Жжёнов наконец-то вернулся в Москву, но радость была недолгой. Ему почти не давали сниматься, и лишь благодаря ходатайству Герасимова он смог сыграть эпизод в фильме «Алитет уходит в горы» и устроиться в театр в Нижегородской области. Однако уже в 1949 году его снова осудили за шпионаж в пользу американцев, отправив во вторую ссылку — на этот раз в Норильск, который тогда был лишь небольшим поселением.
Но и в Норильске артист нашёл своё призвание. Он играл в Заполярном театре драмы им. Владимира Маяковского, исполняя до 12 ролей за сезон. Помимо этого, Жжёнов активно знакомил местную ребятню с театральным искусством и увлёкся фотографией, став первым, кто делал в Норильске цветные снимки, некоторые из которых сохранились у жителей до сих пор. Лишь в 1954 году, после обращения в МВД СССР с просьбой о снятии обвинений и досрочном освобождении, он смог вернуться в родной Ленинград.
Расцвет таланта: от «Берегись автомобиля» до «Экипажа»
В 1955 году для Георгия Жжёнова началась новая глава – он вновь стал сниматься в кино и вышел на сцену Ленинградского областного драматического театра. Несмотря на участие в «Шторме» и нескольких других фильмах, настоящая слава пришла не сразу. Многие его ранние работы столкнулись с жёсткой цензурой и так и не увидели широкого проката.

Подлинное признание и всенародная любовь обрушились на артиста после роли в культовом фильме «Берегись автомобиля», который стал самым просматриваемым в СССР в 1966 году. Эта картина открыла ему двери в большой кинематограф.
Два года спустя, по приглашению Юрия Завадского, Георгий Жжёнов переехал в Москву и присоединился к труппе театра имени Моссовета. Он должен был сыграть Льва Толстого в спектакле «Бегство в жизнь», но постановка была запрещена после визита министра культуры СССР Екатерины Фурцевой, которая посчитала, что образ великого классика был искажён.
Примерно в то же время актёр исполнил главную роль в фильме Вениамина Дормана «Ошибка резидента», где воплотил образ бывшего эмигранта и разведчика Михаила Тульева. Одна из сцен картины снималась в стенах знаменитой тюрьмы «Матросская тишина», что стало для Жжёнова тяжёлым испытанием.

«Это были самые мучительные для меня съемки — я вспомнил прошлое. Не передать того тягостного ощущения на съемочной площадке, ожидания, когда же наконец кончится смена», — делился воспоминаниями артист.
В дальнейшем фильмография Георгия Жжёнова пополнилась такими значимыми работами, как «Вся королевская рать», «Экипаж» и многие другие, закрепившие за ним статус одного из величайших актёров своего времени.
Четырежды женат: поиски истинной любви
Несмотря на все жизненные невзгоды и испытания, Георгий Жжёнов был человеком, глубоко ценящим любовь. Его сердце четырежды находило пристанище, и каждый брак оставлял свой след в его насыщенной биографии.
С первой супругой, актрисой Евгенией Голынчик, он познакомился ещё в студенческие годы. Их союз оборвался трагически: сразу после ареста Жжёнова. «Когда Женя пришла на последнее свидание в Питере, я ей сказал: «Умоляю: не жди меня. У меня нет гарантии, что выживу. Во всяком случае, я не хочу, чтобы ты свою жизнь ставила в зависимость от моей — неудачной. Спасибо тебе за все, но живи, как тебе хочется. Ты молода, и у тебя есть на то право. Пусть я не буду теми веригами, которые на твоей совести останутся»», — вспоминал артист, отпуская любимую, чтобы не обрекать её на мучительное ожидание.

Вторая жена, актриса Лидия Воронцова, вошла в его жизнь на Колыме, куда она также была сослана по обвинению в шпионаже. В условиях лагерного ада они нашли друг в друге утешение, полюбили, поженились, и у них родилась дочь. Однако этот хрупкий союз не выдержал тяжести обстоятельств и распался.
Третья супруга, Ирина Махаева, появилась в его жизни уже во время второй ссылки, в суровом Норильске. Несмотря на то что их брак продлился целых десять лет и в нём родилась дочь Маша, Ирина тоже не стала той единственной, с кем он мечтал провести всю жизнь.
Истинное счастье и покой Георгий Жжёнов обрёл лишь с четвёртой и последней женой — актрисой Лидией Маслюковой. Они прожили вместе более 40 лет, став друг для друга надёжной опорой и родив дочь. Лидия говорила о нём с безграничной любовью и уважением: «Он был для меня всем. Лучше человека, чем он, я никогда не встречала в своей жизни. И не встречу. Таких людей, как Жженов, просто не существует. И как мужчина, и как просто личность».
Последний занавес: болезнь и уход
К 1990-м годам Георгий Жжёнов значительно реже появлялся на экране, но его творческая энергия находила выход в литературе. Он много писал, издав пронзительные мемуары о своих ссылках и сборник рассказов, которые стали важным свидетельством его непростой жизни.
В 2004 году артиста госпитализировали с диагнозом «пневмония», но вскоре стало ясно, что за ним скрывается куда более страшная болезнь — рак лёгкого. Через год, в ноябре, болезнь обострилась, и Жжёнов снова оказался в больнице. Неделю спустя произошла новая трагедия: он упал и сломал шейку бедра, что потребовало срочной операции по установке искусственного сустава.
Это стало последним ударом по его и без того ослабленному организму. 8 декабря 2005 года Георгий Жжёнов ушёл из жизни, не справившись с тяжёлым недугом. Его похоронили на Новодевичьем кладбище, оставив после себя богатое творческое наследие и историю невероятной стойкости.
Что вы думаете о таком пути к славе — оправданы ли были все страдания артиста?
Георгий Жжёнов, пройдя через лагеря и лишения, сумел сохранить в себе человечность, талант и стремление к жизни. Его фильмография насчитывает десятки ярких ролей, а его имя навсегда вписано в золотой фонд отечественного кинематографа. Он был не просто актёром, а символом эпохи, человеком, чья жизнь стала уроком мужества и веры в себя.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: