«Мне больно, очень больно!»: как роковая ночь в «Хромой лошади» искалечила жизни 404 семей

TVCENTER 1 час назад 6
Preview

4 декабря 2009 года Пермь содрогнулась от трагедии, которая навсегда вошла в историю России как одна из самых страшных по числу жертв. Празднование восьмилетия ночного клуба «Хромая лошадь» обернулось чудовищным пожаром, унесшим жизни 158 человек и покалечившим судьбы сотен других.

Тот вечер должен был стать ярким событием для более чем 350 гостей. Однако в полночь, когда в небо взлетели искры фейерверка, начался настоящий ад. Декорации из пластика и дерева, свисавшие с потолка, вспыхнули мгновенно, превратив клуб в огненную ловушку. Едкий дым и пламя стремительно распространялись, перекрывая пути к спасению. Заколоченные окна, лишь наполовину открывающаяся дверь и заваленный хламом запасной выход не оставили шанса многим посетителям.

111 человек скончались прямо на месте, ещё 47 ушли из жизни в клиниках. Но даже тем, кто выжил, пришлось столкнуться с невыносимыми последствиями: ожоги, отравление угарным газом, необратимые повреждения органов. 404 человека были признаны потерпевшими, и их жизнь разделилась на «до» и «после».

Материнское самопожертвование

Тамара Оборина, мать одной из пострадавших, Ирины Банниковой, ежегодно 5 декабря приходила на место трагедии, чтобы почтить память погибших и встретиться с теми, кто разделил её горе. Её дочь, Ирина, которая несколько лет работала барменом в «Хромой лошади» и лишь месяц назад вышла из декрета, получила необратимые повреждения мозга от угарного газа.

Прежняя жизнь для всей семьи Банниковых осталась в прошлом. Муж Ирины не смог выдержать испытания и покинул семью, хотя и продолжал поддерживать связь с сыном Кириллом, забирая его на выходные. Все тяготы ухода за тяжелобольной дочерью легли на плечи Тамары Геннадьевны.

Материнская самоотверженность: Тамара Оборина 11 лет ухаживала за дочерью Ириной Банниковой, пострадавшей в пожаре.

Она боролась за то, чтобы обеспечить Ирину всем необходимым: от специального оснащения до жизненно важных лекарств. В 2018 году, когда сломалась инвалидная коляска Ирины, Тамара Геннадьевна обратилась к общественности, и благодаря неравнодушным людям проблема была решена.

«Кресло мы получили, его подарил неизвестный мужчина. На собранные деньги купили отличную кровать-кресло. На реабилитацию нас устраивают. Занимаемся с логопедом, она приходит домой. Имеется проблема с осмотром Ирины: стала много плакать, а в больницу нас не берут уже, надоели мы им! Надо еще выбивать лечение на дому», — делилась Тамара Оборина со «СтарХитом» в 2019 году, не теряя надежды на улучшение состояния дочери.

Помимо заботы о дочери, Тамара Геннадьевна воспитывала и внука Кирилла, стараясь подарить ему как можно больше радости. «Воспитываю его, как могу, растет хороший паренек, — отмечала она. — Недавно у нас дома был „Дед Мороз“ из Великого Устюга, благодаря одному телеканалу, сделавшему небольшой сюжет. Киря довольный, много подарков ему надарили, давно я его таким счастливым не видела. Да и я радовалась как ребенок. Ирина очень внимательно наблюдала за Дедом, тоже была довольна».

Кирилл, внук Тамары Обориной, помогал бабушке заботиться о своей маме Ирине.

Несколько лет назад появилась надежда: врачи начали использовать аппарат «НейроЧат», позволяющий пациентам с тяжёлыми двигательными и речевыми нарушениями общаться с внешним миром. Динамика была положительной, и близкие Ирины верили, что смогут снова услышать её мысли.

Однако в 2021 году состояние Ирины резко ухудшилось. Она сильно похудела и чувствовала себя всё хуже. 2 июля 41-летняя Ирина Банникова скончалась. Её похоронили на Северном кладбище Перми, рядом с другими жертвами той страшной ночи: Яной Щербининой, Галиной Хованской, Тимуром Парфирьевым.

Осиротевшие души: боль, что не утихла

Анастасия Костарева была ещё совсем подростком, всего 13 лет, когда пожар в «Хромой лошади» отнял у неё маму. Воспоминания о той ночи и глубокое сожаление не отпускают девушку даже спустя годы.

«В этом злосчастном клубе я потеряла свою мамочку. Моя мамуля погибла в давке, она совсем маленько не успела добежать до входной двери клуба. Была она с моей тетей, но тетя жива осталась, а вот моя мамочка умерла по дороге в больницу прямо 5 декабря», — с горечью вспоминала Анастасия.

Анастасия Костарева, потерявшая маму в пожаре, нашла силы создать собственную семью и родить сына.

Несмотря на невосполнимую потерю, Анастасия нашла в себе силы идти дальше. Она успешно окончила биологический факультет Пермского государственного университета, вышла замуж за любимого человека и подарила ему сына Максима. Её мама, несомненно, гордилась бы её достижениями, но осознание этого лишь усиливает тоску по родительнице.

Похожая трагедия постигла и Юлию Кузнецову. В 2009 году, когда её маме было всего 30 лет, и она только отметила свой юбилей в сентябре, Юлия, 11-летняя пятиклассница, даже не подозревала, что тот вечер станет последним, когда она видела маму живой. «Было уже около 22:00, я маме помогла застегнуть платье даже. Они с подругой ушли в клуб и больше домой не вернулись. Маме было всего 30 лет, в сентябре 2009-го она отметила свой юбилей, а в ночь на 8 декабря умерла в больнице», — поведала Юлия о своей невосполнимой потере.

Юлия Кузнецова, пережившая потерю матери в «Хромой лошади», ведёт активный образ жизни и чтит память родительницы.

Её микроблог, наполненный оптимистичными записями, иногда всё же открывает раны прошлого. «Спасибо за жизнь, мама», — написала Юля в сентябре 2019 года, в день, когда её родительнице могло бы исполниться 40 лет.

Ольга Чернявина, всеобщая любимица, отзывчивая и честная девушка, была студенткой пятого курса, когда родила дочку Варю. Отношения с избранником не сложились, но родители Ольги поддержали её, помогая воспитывать малышку.

Ольга Чернявина, погибшая в пожаре, оставила после себя маленькую дочь Варю.

4 декабря 2009 года Ольга уехала на работу, предупредив маму, Веру Николаевну, что вернётся поздно, так как собиралась встретиться с друзьями. «Около полуночи дочка отправила последнее в своей жизни смс: „Сейчас дождусь фейерверка, развезу всех и приеду“, — со слезами на глазах рассказывала Вера Николаевна. — Потом мы ей звонили — длинные гудки, а на следующее утро абонент стал недоступен».

Ольга получила ожоги, несовместимые с жизнью, и её сердце остановилось спустя несколько часов после пожара. Бабушка и дедушка целый год не решались рассказать маленькой Варе о гибели мамы, говоря, что та просто уехала надолго. Правду шестилетнему ребёнку открыли лишь из опасения, что она узнает о трагедии от чужих людей.

Праздник, обернувшийся кошмаром

Для семьи Щербининых тот роковой вечер также был днём торжества. Супруги Наталья и Андрей, вместе с 21-летней дочерью Яной и её возлюбленным Андреем Шишкиным, пришли в клуб «Хромая лошадь», чтобы отпраздновать дни рождения. В разгар шоу-программы ведущий пригласил именинников на сцену.

«От нашего стола вышли трое, в том числе и моя Яна. Я смотрел, как их поздравляют, и в этот момент запустили фейерверк. Потом заметил на потолке, справа от сцены, небольшое возгорание. Кто-то попытался его потушить, плеснув водой из стакана», — с ужасом вспоминал Андрей Шишкин, жених Яны.

Яна Щербинина, молодая и полная надежд, мечтала о карьере дизайнера.

Яна крепко вцепилась в любимого, и они попытались пробраться к выходу. Однако толпа разделила их, и Андрея вынесло на улицу людской волной. «Я посмотрел на свои руки: они были настолько обожжены, что с них свисала кожа. Сильно горели и плечи. Когда я нашел Яну, ее волосы были тоже обожжены, а лицо — все в копоти. Она громко плакала: „Мне больно, очень больно“». Уже теряя сознание, он услышал слова медиков: «Щербинина тяжелая, Шишкин — полегче». Андрей очнулся в больнице, а через месяц родственники Яны сообщили ему страшную новость: она скончалась в самолёте по пути в петербургскую клинику.

Родители Яны, Наталья и Андрей, чудом избежали серьёзных травм. Младший брат Яны, которому тогда было 11 лет, не присутствовал на вечеринке. Трагедия стала для него невыносимым ударом: он постоянно пересматривал фотографии сестры, не в силах поверить, что никогда больше её не увидит.

Яна Щербинина, погибшая в пожаре, была нежно привязана к своему младшему брату Диме.

Спустя месяц Наталья узнала, что беременна. В этой новости семья увидела знак свыше, надежду на новую жизнь после пережитого горя. Дочка Яна когда-то шутила, что если бы была мальчиком, то её назвали бы Максимом. Именно это имя супруги и дали новорождённому сыну.

Трагедия не только оставила глубокие раны в сердцах Щербининых, но и полностью изменила их мировоззрение. Пара исповедалась, начала регулярно посещать церковь и обвенчалась. Только вера в Бога позволила им найти силы жить дальше.

Преданная и забытая: история Ирины Пекарской

Ирина Пекарская, которой в 2009 году было всего 22 года, стала одной из самых тяжело пострадавших в пожаре. Мать двоих детей отправилась на вечеринку в клуб со своим гражданским мужем. Сергей вышел покурить незадолго до начала возгорания, а Ирина оказалась в эпицентре огненной стихии. Она звала на помощь, пока не потеряла сознание.

Ирина Пекарская была счастливой женой и матерью двоих детей до роковой ночи в «Хромой лошади».

Чудом выжив, Ирина получила токсическое поражение мозга. Полтора года она лечилась в Германии, затем в московских и петербургских клиниках. Несмотря на все усилия врачей, женщина осталась инвалидом, утратив способность ходить, говорить и читать.

Сергей Колпаков, её гражданский муж, сначала возил Ирину по клиникам и ухаживал за ней. Однако со временем, окончательно утратив надежду, он оставил семью. Ирина осталась в Березниках с матерью, братом и двумя сыновьями.

Дети Ирины Пекарской, Саша и Артур, навещали маму в клинике, принося ей свои поделки.

Мальчики несколько раз навещали маму в палате, но врачи предупредили, что такие визиты могут нанести им психологическую травму. Тогда дети стали просто передавать Ирине свои поделки и звонить по телефону. Близкие хотели, чтобы сыновья запомнили Ирину здоровой и весёлой, какой она была на старых фотографиях.

«Я спросил мамочку, почему она все время лежит в кровати, и где у нее болит, но она не умеет разговаривать, только плачет. Она очень тоненькая, наверное, плохо кушает», — с детской непосредственностью рассказывал младший сын Артур после одного из посещений.

Кроме родных, Ирину Пекарскую никто больше не поддерживал. Сергей Колпаков исчез из их жизни, не появлялся и не звонил сыновьям Саше и Артуру. Близкие Ирины утверждали, что он создал новую семью. Более того, мужчина не только не перечислял алименты детям, но и, воспользовавшись прежним опекунством над супругой, забрал себе миллион рублей, выплаченный Ирине виновниками трагедии. Предательство любимого человека и неизлечимая болезнь – чем же заслужила такая судьба эту молодую женщину?

Брат Ирины Пекарской рассказал о растрате денег, предназначенных на лечение, её гражданским мужем Сергеем Колпаковым.

«Доктора считают, что шансов на выздоровление практически нет, — откровенничал брат Ирины два года назад. — Время упущено. Ира лежит в позе эмбриона, скрючившись, ноги подгибает под себя. Мы делаем растяжки, но бесполезно. В чудо, что сестра поправится, я не верю. Сколько ни возили по российским светилам, даже за границу — никакого результата. Всегда говорю тем, кто хочет помочь: „Лучше отправьте деньги нуждающимся детям!“ Да, Ирочка — родная кровь. Но я же вижу, ничего уже не поможет. Наверное, если бы у нас в стране была разрешена эвтаназия, согласился бы. Вы даже не представляете, как она намучилась…»

Страдания Ирины Пекарской завершились в июле 2020 года в больнице. «Саша не плакал, он все переживает в себе, молча, а Артур расплакался. Он, несмотря на то, что уже и не помнит, какой мама раньше была, очень расстраивается, что ее не стало», — поделилась мать Ирины.

На похоронах Пекарской собрались её родственники, одноклассники и знакомые. Сергея Колпакова среди них не было. Впрочем, близкие Ирины и не ожидали иного исхода, ведь мужчина давно оставил женщину, подарившую ему двоих сыновей.

Можно ли было избежать этой страшной трагедии, которая унесла столько жизней и искалечила судьбы сотен людей? Поделитесь мнением в комментариях.

Спустя годы после тех страшных событий, память о жертвах «Хромой лошади» остаётся живой, а их истории — напоминанием о цене халатности и человеческой боли, которая не имеет срока давности. Для многих пострадавших и их близких жизнь так и не вернулась в прежнее русло, став постоянной борьбой с последствиями той роковой ночи.

Эти истории — лишь малая часть тех, кто пережил или потерял близких в том пожаре. Каждая из них — это живое свидетельство того, как одна искра может разрушить мир, оставив за собой лишь пепел и невыносимую боль.

➔ Раскрываем секреты ★ звёзд шоу-бизнеса в нашем Telegram ☚

Читать в TVCENTER
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'