
В течение двух дней, 6 и 7 декабря, в зале «ВТБ Арена» свой 40-летний юбилей грандиозными концертами отметит самый знаменитый отечественный хэви-метал-коллектив «Ария». «Культура» беседует с вокалистом группы Михаилом Житняковым.
— В этом году юбилей группы практически совпал с выходом нового студийного альбома: пластинка «Когда настанет завтра» увидела свет месяц назад. Предстоящие концерты станут презентацией нового диска или сыграете подборку проверенных временем хитов?
— Программу нового релиза мы вниманием не обойдем. Тем более, публика и, прежде всего, преданные фанаты группы, уверен, с материалом пластинки уже успеют ознакомиться. А значит, им будет интересно оценить, как свежие песни звучат в «живом» варианте. Однако, поскольку это юбилейные выступления, ставку мы сделаем на материал, который аудитории хорошо знаком: постараемся исполнить как можно больше хитов.
С каждым годом удивлять публику становится все сложнее. Наши предыдущие праздничные шоу подняли планку достаточно высоко — в том, что касается качества звука, и с чисто визуальной точки зрения. Поэтому мы решили вернуться к формату 360°: его «Ария» уже практиковала, если мне не изменяет память, в 2001 году. Круглую сцену, расположенную в середине зала, снабдим современными решениями и находками.

— Планируете устроить с новой концертной программой большой тур по стране?
— К сожалению, представлять подобные крупные шоу в регионах довольно проблематично — как в техническом плане, так и в отношении логистики. Во-первых, потребуется постоянно возить огромное количество аппаратуры, что сопряжено с рядом организационных сложностей. А во-вторых, далеко не каждая сцена способна принять такое масштабное действо. Поэтому на данном этапе мы, видимо, ограничимся столичными выступлениями, но постараемся сделать так, чтобы эти шоу получились особенными.
— Давайте поговорим о новом альбоме. Я обратил внимание, что на нем ваше авторское участие весьма заметно — в отличие от «Феникса», первой пластинки «Арии», записанной с Михаилом Житняковым в роли лидер-вокалиста в 2011 году. Как вообще выстроен творческий процесс в группе?
— Если говорить об упомянутом вами «Фениксе», то к моменту его создания, то есть к тому времени, когда я вливался в состав «Арии», весь материал уже был сочинен. Основная инструментальная часть была даже записана — мне оставалось лишь исполнить вокальные партии. Впоследствии картина постепенно менялась: каждый из участников группы может предлагать свои идеи, которые, в случае их всеобщего одобрения, в дальнейшем используются для конечного варианта.

Фото: Андрей Никеричев/АГН «Москва»
В моем случае так произошло с альбомами «Через все времена» (2014) и «Проклятье морей» (2018), где я стал соавтором некоторых композиций. В ситуации с последним диском сроки поджимали, поскольку мы стремились не только все записать к юбилейной дате, но и успеть выпустить альбом. И в этих «цейтнотных» условиях у нашего основного автора текстов Маргариты Пушкиной не всегда было достаточно времени.
Поэтому музыканты группы, включая меня, порой предлагали свои стихотворные кусочки. Так и получилось, что на альбоме «Когда наступит завтра» я участвовал в написании текстов для песен «Гордиев узел», «Обгоняя время» и «Дух свободы».

Фотографии: Андрей Никеричев/АГН «Москва»
— Какой из этапов создания альбома для вас интереснее всего?
— Наверное, когда песня еще только рождается. Кто-то из музыкантов приносит «демку» (в музыкальном просторечии — демонстрационная запись. — Культура), и остальные участники при первом прослушивании пытаются в нее вникнуть, уловить некое «зерно». Здесь присутствует определенная интрига, поскольку все понимают, что в конечном итоге базовый замысел будет звучать по-другому — более насыщенно, убедительно и полифонично.
Момент первого исполнения новой песни перед публикой тоже важен. Здесь есть своя магия: одно дело, когда ты в студии накладываешь вокальную партию на уже готовый «минус» (записанная инструментальная основа, с которой работает вокалист. — Культура), и совсем другое — когда на сцене исполняешь песню одновременно со всеми музыкантами. Этот особый «вайб», проникающий в душу, трудно передать словами: ты чувствуешь, как песня обретает настоящую жизнь — в том числе по реакции аудитории.
Кстати, эту реакцию никогда невозможно предугадать. Потенциальная «хитовость» композиции является предметом постоянных веселых споров. Неоднократно я слышал истории о том, как делалась ставка на одну вещь, а «выстрелила» другая. Вроде бы, придумал песню и решил: она — то, что надо. Затем, во время записи кажется, что, скорее всего, «зайдет» другая композиция. А когда выпустил альбом, выясняется, что наибольший отклик у поклонников находит третья. Так что процесс «вычисления» хита — занятие неблагодарное. Поэтому наша задача — качественно сделать свою работу, а какое место той или иной песне уготовано в истории, решает слушатель.
— У записывающихся музыкантов принято считать, что лучший альбом — последний на данный момент. Разделяете такую точку зрения?
— Определенная доля истины в этом есть. И применительно к нашему последнему диску данное расхожее мнение вполне работает — альбомом «Когда настанет завтра» мы остались довольны.
В то же время в дискографии «Арии» существуют знаковые и краеугольные записи, успех которых сложно превзойти. Но это только раззадоривает нас: не позволяет расслабляться, постоянно мотивирует на новые творческие «подвиги» и заставляет относиться к делу максимально ответственно.

Фото: Андрей Никеричев/АГН «Москва»
— Вы ведущий вокалист группы уже без малого полтора десятка лет. Как бы сами оценили пройденный путь?
— Могу судить прежде всего по реакции коллег, а также ориентируясь на обратную связь с нашими поклонниками. Большинство из них сходится во мнении, что за эти годы я заметно вырос как вокалист. И хотя сам я считаю, что еще продолжаю формироваться, все же вынужден согласиться с окружающими. Но я постоянно стараюсь совершенствовать манеру исполнения, искать новые «фишки» и с каждым альбомом прогрессировать.
Наш плотный гастрольный график сам по себе является хорошим тренингом: группа заряжает такие интенсивные и продолжительные туры, что голосу волей-неволей приходится находиться в постоянной «боевой готовности». Вокалисту без постоянной работы сложно поддерживать вокальную форму в надлежащем состоянии. Одно дело, когда ты пришел в студию, записал песню и на время забыл о ней. И совсем другое — когда регулярно поешь со сцены, и твоим голосовым связкам просто некогда «просесть». Так что надеюсь, наша активная концертная деятельность приносит свои плоды.

Фото: Андрей Никеричев/АГН «Москва»
— В последнее время много говорят об искусственном интеллекте и, в частности, о его беспардонном вторжении в творческую сферу. Не опасаются ли музыканты «Арии» конкуренции со стороны пресловутого AI?
— Не то чтобы опасаемся — скорее, чувствуем в этом определенный «челлендж». Ведь искусственный интеллект развивается стремительно, и если совсем недавно его первые «собственные» музыкальные опусы можно было легко «выкупить» — по смешным ударениям или неуклюжим гармоническим построениям, — то сегодня он вполне в состоянии выдать сочинение с толковыми аранжировками и любопытной внутренней структурой. Поэтому главная задача творца, пока время еще на его стороне, — найти такие музыкальные «изюминки», до которых этот самый AI еще не дорос (улыбается).

Фото: Андрей Никеричев/АГН «Москва»
— Название последнего альбома «Арии» звучит отнюдь не праздно, в особенности, применительно к сегодняшнему дню. Вне зависимости от того, вопрос это или утверждение, когда «завтра» настанет, каким оно вам представляется?
— Это и не вопрос, и не утверждение — скорее, некое предвосхищение. Ведь все мы мечтаем о том, чтобы завтра было лучше, чем вчера, верно? Так оно и будет, просто для этого надо приложить определенные усилия и немного подождать.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: