Строительство тоннеля под Беринговым проливом для соединения России и США может обойтись в 10 млрд $, рассказал "Газете.Ru" проректор НИУ МГСУ, доктор технических наук Армен Тер-Мартиросян.
"Технически строительство возможно. Определяющим является экономический фактор. Если только проходка самого тоннеля с учетом сложной логистики и прочих осложняющих моментов 3-5 млрд долларов. С учетом инженерного оборудования самого тоннеля (вентиляция, системы пожаротушения и прочее), а также точек входа в тоннели получится еще 3-5 млрд. Всего я бы оценивал не менее чем в 6-10 млрд", – рассказал Тер-Мартиросян.
Среди осложняющих факторов специалист выделяет логистические проблемы с доставкой технологического оборудования и строительных материалов, климатические условия Дальнего Востока и высокую сейсмичность территории, а также политические угрозы и повторение судьбы "Северных потоков".
"Ключевой фактор риска — климатические условия. На Дальнем Востоке очень короткий летний период, когда возможно проводить основные строительные работы. В остальное время из-за сурового климата реализация проекта практически невозможна. Кроме того, район отличается высокой сейсмичностью, что требует применения специальных инженерных решений и систем безопасности. Не менее значимая проблема — сложная логистика: доставка оборудования и строительных материалов, а также организация проживания и обеспечения персонала возможны только на время проведения работ, что значительно усложняет реализацию проекта", – заключил специалист.
Однако есть и другие оценки. Как рассказал "Газете.Ru" директор, вице-президент, глава российского отделения международной корпорации Interhemispheric Bering Strait Tunnel & Railroad Group (IBSTRG) — компании, которая с 1993 года ведет научные изыскания по проекту строительства туннеля через Берингов пролив, — Виктор Разбегин, строительство туннеля обойдется в 15-20 млрд $, что значительно превышает сумму, приведенную Кириллом Дмитриевым в 8 млрд $.
Кроме того, нужна еще Трансконтинентальная железнодорожная магистраль, что будет стоить около 25-30 млрд $ США. Сопутствующая транспортная инфраструктура, включая притрассовую автодорогу, уложится примерно в 10 млрд $.