Кинусайга: японское рукоделие без иголки — искусство, которое удивляет, идеи для вдохновения

ССМ 4 часов назад 40
Preview

Кинусайга — это уникальная японская техника рукоделия, которая позволяет создавать удивительные картины из лоскутков ткани. Это искусство напоминает лоскутное шитьё или пэчворк, но здесь ткань «сшивается» без использования иголки. Суть кинусайги заключается в том, что мастер создаёт рисунок, втыкая кусочки ткани в деревянную доску. Это требует терпения и аккуратности, но результат стоит затраченных усилий.

В этой статье хочу поделится с вами тем, что я узнала об этом удивительном виде творчества, об истории возникновения кинусайги, процессе выполнения, подходящих материалах, а так же идеи для вдохновения и шаблоны.

фото из открытых источников

История возникновения

Кинусайга появилась в 1980-х годах благодаря японской мастерице Сэцу Маэно (иногда упоминаемой как Маэно Такаши), профессору университета в городе Нагоя. Идея возникла из практической необходимости: в Японии традиционные кимоно шились из дорогого натурального шелка, и выбрасывать изношенную одежду было слишком расточительно. Хозяйки распарывали старые кимоно, используя крупные куски для перешива новых вещей, а мелкие лоскутки превращали в декоративные изделия. Сэцу Маэно решила пойти дальше и разработала технику, позволяющую создавать из таких остатков настоящие произведения искусства — картины, напоминающие живопись или фотографии.

Изначально кинусайга была способом утилизации ценных тканей, что отражает японскую философию бережливости. Со временем техника превратилась в самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства. Сегодня кинусайга вышла за пределы Японии, приспособилась к современным материалам и стала популярным хобби среди рукодельниц по всему миру.

фото из открытых источников
фото из открытых источников
фото из открытых источников

 

Какую ткань рекомендуют к использованию?

Традиционно для кинусайги использовался шелк от старых кимоно — тонкий, гладкий и слегка тянущийся материал, который легко заправляется в канавки и красиво переливается на свету. Однако сегодня выбор тканей значительно шире:

Шёлк. Остается идеальным вариантом благодаря своей текстуре и долговечности. Подходит подкладочный шелк или тонкие шелковые ткани со стрейчем.

- Хлопок. Прост в обработке, доступен и хорошо подчеркивает геометрические узоры. Лучше выбирать тонкий хлопок без сильной осыпаемости краев.

Трикотаж. Эластичный и удобный для работы, особенно для новичков.

Лен, вискоза, бархат, флис. Эти материалы добавляют картине фактурности и объема. Их часто используют европейские мастерицы, сочетая разные текстуры для выразительности.

- Синтетика. Подходит, если края ткани не осыпаются и она достаточно тонкая.

Важно, чтобы ткань была не слишком толстой и не растягивалась чрезмерно, иначе она не будет держаться в канавках. Перед началом работы стоит проверить, как материал ведет себя при заправке.

фото из открытых источников

 

фото из открытых источников
фото из открытых источников

 

На чем выполнять?

Основа — ключевой элемент кинусайги, так как именно в нее заправляются лоскутки. Выбор материала основы зависит от доступности и предпочтений мастера:

Дерево. Традиционная основа, используемая в Японии. Подходит тонкая фанера или деревянные дощечки. Требует инструментов для резьбы (например, лобзика или стамески) и навыков работы с деревом.

Пенопласт. Самый популярный современный вариант. Легкий, недорогой и простой в обработке. Используйте листы толщиной 1–1,5 см (например, упаковочный пенопласт или потолочные плиты). Его легко резать канцелярским ножом.

Пеноплекс. Более плотный аналог пенопласта, который лучше держит форму и подходит для крупных работ.

Картон с наклеенным пенопластом. Укрепляет основу и делает ее удобной для небольших картин.

Для объемных поделок (например, новогодних шаров или шкатулок) можно приобрести готовые пенопластовые заготовки в магазинах для рукоделия.

фото из открытых источников
фото из открытых итсочников
фото из открытых источников

 

Как выполнить кинусайгу?

Теперь к самому интересному: как же создать такую картину без единого стежка?

Всё проще, чем кажется. Берётся основа — раньше это была деревянная дощечка, а сегодня чаще всего пенопласт. На неё переносят эскиз с помощью карандаша или маркера — например, простой пейзаж, натюрморт или абстрактный узор. Новичкам лучше выбрать несложный шаблон с крупными деталями, например, из детских раскрасок. Эскиз рисуется на бумаге, где каждый элемент обозначается своим цветом и номером.

Потом по линиям рисунка аккуратно прорезают канавки — не слишком глубокие, глубина прорезей в пенопласте — около 2 мм, в дереве — чуть больше, до 3 мм. Важно не делать сквозные отверстия. Для этого используют канцелярский нож, скальпель или резак.

Дальше начинается магия: кусочки ткани (с небольшим припуском 2–3 мм.) подбирают по цвету и форме эскиза, а затем их края заправляют в эти самые канавки, с помощью тонкого инструмента. Никаких ниток, никакого клея (хотя иногда его всё-таки используют для надёжности, ПВА или клеевой карандаш). Ткань держится за счёт натяжения и плотности основы. Постепенно лоскуток за лоскутком заполняется вся поверхность — и вот перед вами уже не просто набор тряпочек, а целая картина.

Современные мастерицы иногда добавляют свои фишки: подкладывают под ткань синтепон для объёма или украшают работу бусинами и лентами. Получается ещё живописнее!

Вот такой пример нашла в интернете, как заправить лоскуток в канавку с помощью распарывателя.

фото из открытых источников

Прекрасные новогодние шары выполнены в технике Кинусайга, в этой необычной технике можно украшать и пасхальные яйца, колокольчики и многие другие готовые заготовки из пенопласта которые можно купить.

фото из открытых источников
Читать в ССМ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'