
Рынок домашнего текстиля в РФ, одним из ключевых сегментов которого является постельное белье, демонстрирует устойчивый рост. В прошлом году его стоимостный объем оценивался в 350–400 млрд рублей, в этом ожидается увеличение еще на 5–10%. Как сообщили «Профилю» в Центре развития перспективных технологий (оператор национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак»), только за девять месяцев 2025-го сегмент вырос почти на 23 млрд рублей год к году. Тем не менее отечественным производителям приходится прилагать немалые усилия для удержания своих позиций.
Данные системы «Честный знак» свидетельствуют о том, что импортная продукция в категории «Текстиль для дома» в натуральном выражении преобладает над отечественной и демонстрирует более высокие темпы роста. За три квартала 2025-го было ввезено 110 млн единиц (на 14% больше, чем годом ранее), в то время как российское производство составило 101 млн единиц, что сопоставимо с показателями 2024 года. При этом Росстат , что с января по октябрь выпуск отечественного постельного белья снизился на 2,4%.
По словам генерального директора торговой марки текстиля и декора для дома Tkano Юлии Пашментовой, всплеск продаж российских брендов в 2022–2023 годах, вызванный уходом зарубежных конкурентов, был лишь временным, непродолжительным. На место ушедших быстро пришли другие иностранные фирмы. Уже в 2024-м для наших компаний ситуация осложнилась появлением на рынке большого количества дешевого китайского товара, зачастую контрафактного. Это создало неравные условия для отечественных производителей и легальных импортеров, а 2025 год стал еще более напряженным из-за макроэкономических факторов, таких как высокая ключевая ставка, дефицит рабочей силы и падение покупательской способности. Спрос сместился в низкий ценовой сегмент, и компании стали терять своих потенциальных покупателей.
[embed]https://profile.ru/society/mozhet-li-otechestvennaya-feshn-i...[/embed]
Аналитика Центра развития перспективных технологий (), управляющего системой обязательной маркировки «Честный знак», подтверждает, что около 50% всей реализуемой отечественной текстильной продукции относится к сегменту экономкласса.
В третьем квартале 2025-го также наблюдалось общее снижение цен на рынке: комплекты постельного белья, пододеяльники и простыни подешевели в среднем на 12–13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя стоимость комплекта постельного белья в октябре составила 1807 руб.
Рост инфляции, появление НДС для тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), удорожание рекламы и повышение комиссий маркетплейсов сильно увеличили расходы и практически обнулили бюджеты на маркетинг и развитие, рассказала «Профилю» маркетолог бренда UTRO Екатерина Чаплыгина. «Сейчас главная задача для российских компаний – удержать обороты прошлого года, но по итогам ноября уже понятно, что в текущих условиях это недостижимо», – констатирует она.
Кроме того, одна из ключевых проблем для отечественных производителей – высокая зависимость от импортного сырья, в то время как конкуренты из Белоруссии, Казахстана, Китая, Турции и Узбекистана способны обеспечивать себя самостоятельно. Ведущий аналитик Наталья Мильчакова уточняет: большинство текстильных изделий изготавливается из хлопка или хлопкового трикотажа, но сам хлопок приходится импортировать из Узбекистана и других стран, а волатильность цен на него очень высока. Дополнительные сложности создают неразвитые логистические цепочки для готовой продукции, а также дефицит ткацких фабрик и прядильных комбинатов в России – наследие 1990-х и начала 2000-х, когда текстильная промышленность была фактически развалена. Текстильное и швейное производство сохранилось в основном в Центральном федеральном округе, но такая региональная концентрация порождает проблемы с логистикой и увеличивает транспортные расходы.
Столкнувшись со сложностями бизнеса, российские производители решили идти к успеху другим путем: делать качественные, эксклюзивные товары и создавать бренды, которым люди будут доверять. «Сегодня прежняя бизнес-модель "купить там – продать здесь" почти не работает. Важно разрабатывать собственный уникальный продукт. Цель – производить вещи, которые будут конкурировать не ценой, а качеством, функциональностью, идеей», – поясняет Юлия Пашментова.
Существует множество уже реализованных инновационных решений, призванных облегчить и улучшить повседневную жизнь. Ярким примером является постельное белье с ускоренной системой заправки. Пододеяльники с молнией по всему периметру позволяют вставить одеяло всего за 40 секунд, а модели с карманами – буквально за минуту. В производстве применяются разнообразные материалы, но предпочтение отдается натуральным волокнам, таким как хлопок и тенсель. Также популярен длинноворсовый сатин – мягкий, гипоаллергенный (то есть не вызывает аллергическую реакцию), отличающийся легким блеском материал, который сохраняет эксплуатационные и эстетические свойства до 200 стирок.
В качестве фурнитуры могут использоваться аминопластовые, деревянные и кокосовые пуговицы, различные виды молний. Внутренняя обработка выполняется с применением бельевых швов, что гарантирует исключительную прочность и эстетическую аккуратность, превосходящую стандартный оверлок. Благодаря конструктивному запасу, заложенному на этапе кроя, постельное белье сохраняет первоначальные размеры даже после многократных стирок.
Особого внимания заслуживают цветовые решения. Многие российские бренды сделали ставку на национальную идентичность и черпают вдохновение в богатом культурном наследии страны. Так, например, появились коллекции сатинового и перкалевого постельного белья с изящными узорами на тему Русского Севера, напоминающими о папоротниках, лесных ягодах, полевых цветах и хвое.
[embed]https://profile.ru/economy/novye-russkie-pochemu-rastet-inte...[/embed]
«Высококачественная продукция, работа по индивидуальному пошиву и 100-процентная проверка изделий – все это позволило сформировать большую аудиторию постоянных клиентов, что стабилизирует спрос», – делится опытом Екатерина Чаплыгина.
Но тут речь идет о белье высокого ценового сегмента. Если же брать массмаркет, то он во многом ориентируется на замену продукции IKEA. Ключевые характеристики – минимализм в отделке и натуральные ткани (хлопок, лиоцелл, сатин), что формирует сегмент качественного, универсального постельного белья. Производители, ранее сотрудничавшие со шведским ретейлером, и маркетплейсы с собственными брендами активно предлагают такие решения. В их ассортименте десятки расцветок: есть и однотонные комплекты, и яркие – с абстрактными или цветочными узорами. Также покупателю предлагается большая размерная сетка, иногда даже есть конструктор, где можно задать индивидуальные параметры наволочек, простыней и пододеяльников.
Российские фирмы продолжают совершенствовать технологии и разрабатывать новые материалы. Например, компания «Шуйские ситцы» недавно объявила о запуске проекта по созданию новой ткани – галиоцелла, искусственного лиоцеллового волокна, которое можно назвать «зеленой (экологичной) вискозой». Он обладает свойствами, схожими с тенселем, но сырьем служат российские деревья. Процесс производства галиоцелла включает растворение регенерированной целлюлозы и формирование нитей методом струйно-мокрого прядения. Ключевое отличие от обычной вискозы – отсутствие токсичного дисульфида углерода. Галиоцелл обещает быть прочнее и меньше садиться при стирке. Мощность будущего производства составит 60 тыс. тонн волокна в год. Этот материал может использоваться не только в текстильной отрасли, но и в медицине, фармацевтике, косметологии, отмечают эксперты.
Государство поддерживает отечественных производителей, предоставляя субсидии на закупку лизингового оборудования, кредиты под низкий процент. И есть надежда, что, несмотря на трудности, российские бренды смогут удержать половину рынка в ближайшие несколько лет. «При отсутствии масштабных инвестиций и растущих расходах мы сосредоточены на улучшении операционной деятельности. Это означает, что станем расширять ассортимент, используя имеющиеся ресурсы, совершенствовать производственные процессы», – говорит Чаплыгина. Она уверена, что россияне будут все больше обращать внимание именно на качество товаров. И тут наши компании могут показать себя во всей красе, ведь им есть что предложить.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: