Как научить ребенка составлять рассказ по картинке?

7 ДНЕЙ 21 часов назад 16
Preview

Дедушка Рубус узнал у педагога, как сформировать этот полезный навык.

123RF/legion-media.ru

Этот материал нам помогли подготовить кандидат педагогических наук, руководитель детского сада «Школа Сотрудничества» Замыслова Анна Владимировна и герой мультсериала «Дракошия» Дедушка Рубус. 

Ни для кого не секрет, что высказать свою мысль последовательно, логично, аргументированно и без использования слов-паразитов – настоящее искусство, овладеть которым в условиях цифровой среды становится все сложнее. 

Сегодня мы не будем обсуждать причины возникновения проблем со связной речью у ребенка, а поговорим о практических рекомендациях, которые помогут ему с легкостью научиться составлять рассказ по картинке. 

Учимся составлять рассказ-описание 

В дошкольном возрасте дети развивают умение выстраивать рассказ-описание о самых различных предметах и явлениях: животного, осени, и даже чего-то простого, например, стула или стола. 

Мы предлагаем придерживаться следующего плана, в качестве примера приведем описание собаки: 

  •  Начинаем с вступления – «Я хочу рассказать о собаке» 
  • Что это – «Это собака. Собака – это домашнее животное»·      Какие части тела у нее есть – «У нее есть голова, туловище, четыре лапы и хвост»
  • Какого она цвета – «Она коричневая с белыми пятнами, ее хвост черный» 
  • Какого она размера – «Эта собака большая» 
  • Где она живет – «Она живет в будке»
  • Чем она питается – «Собака ест мясо и грызет кость» 
  •  Что она умеет делать – «Собака умеет лаять, бегать, прыгать, лежать, выполнять команды»
  •  Какую пользу она приносит человеку – «Собака охраняет дом, с собакой можно весело играть»

Также интересно описывать явления. Вот пример:

  • Начинаем с вступления — «На картинке изображена осень»
  • Что такое осень – «Осень – это время года»
  • Какие признаки у этого времени года – «Осенью желтеют и опадают листья» 
  •  Какая погода осенью – «Осенью прохладно, дует ветер и идет дождь»
  •  Какие события происходят осенью у людей и у природы – «Осенью люди собирают урожай, животные запасают еду на зиму, перелетные птицы улетают на юг»
  • Любишь ли ты осень и почему – «Я не люблю осень, потому что осенью холодно, идет дождь и я не могу долго гулять»

Рассматривая пейзаж с ребенком, полезно обратить внимание на следующее:

  • Какое время года изображено на картине
  • Кто\что является центром картины
  • Что нарисовано на переднем плане
  • Что нарисовано на заднем плане
  • Какое настроение передает картина.

Изучая портрет, уделяем внимание следующему:

  • Называем человека, изображенного на картине
  • Описываем его пол и предполагаем его возраст
  • Описываем его внешность, обращая внимания на особенности (родинка на правой щеке, серьга, шрам и т.д.)
  • Рассказываем, во что он одет, стараясь дать подробное описание одежде – модная, праздничная, поношенная, хлопчатобумажная, шерстяная, вязаная, клетчатая, однотонная
  • Говорим, на фоне чего он изображен
  • Делаем предположения, какой этот человек по характеру, и объясняем, почему мы так решили
  • Подводим итог, высказывая общее впечатление и настроение от картины.

Учимся составлять рассказ-повествование 

Это рассказ о случившихся событиях и каких-либо действиях. Часто рассказ-повествование составляется на основе нескольких сюжетных картинок, изображающих происходящие с героями события. В возрасте 3-4 лет ребенку предлагается 3 картинки, в возрасте 4-5 лет уже 4, к подготовительной группе количество картинок может доходить до 8-9. 

Тренируя с ребенком рассказ-повествование, помните, что:

  • У каждого рассказа должно быть вступление, например: «Однажды теплым летним вечером…»
  • Приветствуется как-то назвать героев – мама Светлана со своим старшим сыном Иваном и младшей дочерью Дашей…
  • Каждая новая картинка – самостоятельное новое предложение, а лучше 2 или 3.
  • Предложения должны состоять из 5-6 слов, то есть быть достаточно развернутыми.
  • Включайте в рассказ описательные прилагательные – морозный пасмурный зимний день, длинная клетчатая юбка, большие испуганные глаза.
  • Подбирайте не самые бытовые глаголы для описания действий героев — жарить вместо готовить, забивать гвоздь вместо строить, умывать лицо кукле вместо мыть куклу. 
  • Соединяйте предложения, используя разнообразные слова-связки: потом, после этого, вскоре, дальше, в конце концов, в результате, вдруг, неожиданно.

Рассказ-повествование может быть и по одной картинке. На самом деле это более сложный вид работы, он обычно предлагается ученикам начальной и средней школы. 

Чтобы рассказ-повествование получился полноценным, предлагаем следующий план:

  • Кто изображен на картинке, в каких взаимоотношениях они находятся друг с другом?
  • Где происходит действие, как мы это понимаем, какие детали интерьера нам об этом намекают?
  • Когда происходит действие: время суток, время года?
  • Описываем внешность, одежду, особенности каждого героя, изображенного на картинке.
  • Какое действие выполняет каждый герой и какие чувства он при этом испытывает?
  • Нравится ли героям то, что они делают, и почему мы так думаем?
  • Есть ли другие важные детали на картинке, какие именно?
  • Что произойдет дальше?
  • По возможности можно уточнить, есть ли личный опыт выполнения действия, изображенного на картинке, какой он (положительный или отрицательный)

Выбор мнемотехники зависит от возраста ребенка. С малышами 3-4 лет используются в основном мнемоквадраты, в возрасте 4-5 лет можно переходить к мнемодорожке, включающей несколько мнемоквадратов, в предшкольном возрасте начинайте предлагать мнемотаблицы, в том числе и сравнительного характера. 

Общение с ребенком о том, как прошел его день и как он себя чувствовал, пересказ прочитанного – как прозы, так и поэтических произведений, – придумывание загадок, обсуждение прочитанного и увиденного, «каверзные» вопросы, рассматривание картинок в книгах, посещение галерей, совместные настольные игры (например, «Экспромт», «Воображарий», «Имаджинариум», «Четвертый лишний») разовьет не только речь, но и воображение малыша, а еще позволит качественно провести с ним время и окажет неоценимую помощь в формировании навыка составления рассказа, обученииаргументации и логическому построению речи. 

Статьи по теме:

 

Читать в 7 ДНЕЙ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'