Сильнейшее войско Святослава, отлично вооружённое, состоявшее из отрядов стойких, опытных воинов, в войне с Византией одержало ряд побед – в результате византийский император вынужден был пойти на условия русского князя. Однако на этой войне Святослав совершил ту же роковую ошибку, которая за сотни лет до этого погубила карфагенского военачальника Ганнибала.
Как уже указывалось в предыдущих статьях АН, походы Святослава на юг, к черноморским проливам были вызваны вовсе не его агрессивностью и авантюризмом, а необходимостью вернуть Руси «дань с проливов» – часть торгового налогового сбора, который Византия накладывала на каждый проплывавший там корабль. Еще со времен Рюрика Империя выплачивала Руси эту дань – как вознаграждение за военную помощь. Однако Святослав сам разрушил эти отношения, так как винил императора в организации убийства своего отца. Основания для такого обвинения были, но полный разрыв с Византией лишил Русь огромных доходов. Поэтому Святослав решил вернуть эти доходы военным путём.
К 969 году его войско разбило болгарскую армию, после чего Святослав поставил свои корабли в устье Дуная и начал контролировать выход из Босфора. Поэтому Византия снова начала платить Руси «дань с проливов». Но эта ситуация вызвала сильное возмущение в Империи. В результате в декабре 969 года там произошёл государственный переворот, и на престол взошёл Цимисхий – сторонник войны с Русью. Он немедленно прекратил выплату Руси дани и начал собирать войска из всех провинций Империи.
Более того, Цимисхий решил включить земли Болгарского царства в состав Византии, чтобы исключить чужой контроль проливов с севера. Это заставило болгарского царя Пётра заключил военный союз со Святославом против Византии.
Весной 970 года Святослав с частью русских сил, а также с войсками союзных болгар, венгров и печенегов двинулся к крупному византийскому городу Аркадиополю, находившемуся в 120 км от Константинополя. Именно в генеральном сражении у этого города, русский князь совершил тот РОКОВОЙ ПРОСЧЁТ, который через два года стоил ему жизни.
Согласно записям Иоанна Скилицы – византийского хрониста 12 века, Святославу у Аркадиополя противостояла армия Варды Склира численностью около 12 тысяч человек. У Святослава в передовом войске было примерно такое же количество воинов.
В центре союзного войска действовали русские и болгарские отряды; на правом фланге – венгры; на левом – печенеги. Атака в центр византийского войска не привела к быстрому успеху, на который рассчитывал Святослав. Он не знал, что император Цимисхий отправил Склиру большое количество тяжело вооружённых всадников – катафрактов, набранных в Малой Азии. Выдержав первый удар, катафракты, по приказу Склира, обрушились на левый фланг противника.
Печенеги как всегда держались стойко, они не побежали, даже когда стало ясно, что их отрядам грозит полное уничтожение. В этой ситуации необходим был удар русских отрядов во фланг катафрактам. Но Святослав не сделал этого, видя, что вражеский центр – часть отрядов которого были посланы против печенегов – уже поддаётся. В результате ради победы в сражении князь решил не спасать союзников. Так что к тому моменту, когда византийцы начали отходить, большая часть печенежских отрядов были уничтожены.
За много веков до этого – в 216 году до н.э. – великий карфагенский военачальник Ганнибал в битве около города Канны также поступил в отношении своих сильнейших союзников – галлов. Поставленные на самый опасный участок сражения галлы затем не получили от Ганнибала никакой помощи и понесли огромные потери, несоизмеримые с потерями карфагенян. Вскоре все галлы покинули вероломного союзника, в результате чего Ганнибал больше не одержал ни одной крупной победы.
А после победы Святослава у Аркадиополя остатки отрядов печенегов немедленно ушли из его войска, объявив князя предателем. Они даже не стали ждать, когда будет поделена добыча, доставшаяся Святославу во время этого похода. Мало того, союзники-венгры, получив свою долю добычи, внезапно тоже ушли в свои земли. В результате войско Святослава уменьшилось наполовину.
Воспользовавшись этим, император Иоанн I Цимисхий в начале апреля 971 года лично выступил против Святослава во главе большой сухопутной армии и отправив в устье Дуная флот из 300 кораблей.
В «Повести временных лет» (12 век) была приведена приписываемая Святославу фраза, сказанная в связи с уходом союзников: «Русская земля далече, а ныне печенеги нам враги. Кто же нам теперь поможет?»
Но русы, конечно, не только не отступили, а на равных бились с превосходящими их по численности византийцами.
Когда в середине апреля армия Цимисхия внезапно подступила к столице Болгарии Преславу, и затем с помощью осадных орудий были проломлены городские стены, находившийся в городе небольшой русский отряд воеводы Сфенкела сражался даже когда был разбит и сдался болгарский гарнизон, а царь Пётр захвачен в плен. Окружённый русский отряд, упорно пробивавшийся из города, был почти полностью уничтожен – лишь Сфенкелу и нескольким воинам удалось уйти в город Доростол, к которому подходили основные силы Святослава.
В конце апреля началось эпическое сражение у Доростол. 26 апреля войско Святослава вышло в поле и выстроилось в пешем строю, сомкнув щиты и выставив копья. Византийцы атаковали всеми силами, и завязался долгий бой. Неся потери, византийцы раз за разом накатывали на строй русов, но те стояли твёрдо. К вечеру стало ясно, что сдвинуть русов не удастся. Если бы в этот момент у Святослава в распоряжении были, как раньше, войска союзных печенегов и венгров, византийское войско, несомненно, было бы разгромлено, и, возможно, даже, вся империя оказалась бы под угрозой. Но в результате боя, продолжавшегося с перерывами всю ночь и утро, после того как воевода Сфенкел погиб, а воины были совершенно измотаны, Святослав вынужден был увести отряды обратно в Доростол.
И началась осада. При этом русы действовали весьма активно, периодически делая вылазки. А в июне, когда запасы продовольствия у них уменьшились, большой русский отряд численностью в 2 тысячи человек, пробился из города и ушел по берегу Дунаю в поисках продовольствия – а затем вернулся, сопровождая большой обоз.
Византийцы с помощью стенобитных и метательных орудий начали разрушать крепостные стены. Тогда 19 июля снова произошла большая вылазка, в результате которой были сожжены все осадные орудия и сооружения и зарублен начальник отряда метательных машин.
Понимая, что византийцы обескуражены этой неудачей, Святослав 20 июля вывел своё войско за стены для нового большого сражения. Снова разгорелся бой, в котором византийцы атаковали, а русы оборонялись на месте. Святослав увёл свои отряды обратно в Доростол лишь после того, как Анемас, телохранитель императора Цимисхия, убил в схватке русского воеводу Икмора.
А на следующий день произошло последнее сражение этой войны.
В новом жестоком бою у стен отряды Цимисхия вдруг начали отступать под напором русов. От разгрома византийцев спасло только тактическое мастерство военачальника Варды Склира, который вовремя бросил свой отряд к стенам города, угрожая зайти в тыл наступающим русам.
Русы снова ушли в Доростол, но уже ощущая себя победителями. В тот же день Святослав отправил в греческий лагерь своих послов, которые от его имени передали императору требования: возобновить старый договор о регулярных выплатах для Руси «дани с проливов», а также выплатить Руси весь долг по дани, накопившийся с того момента, когда Святослав стал Киевским князем. На этих условиях – когда Византия уже без военного давления возобновляла выплаты дани, Святослав собирался увести войска не только из земель Империи, но и из Болгарии.
И Цимисхий эти условия принял! Согласно «Повести временных лет» новый русско-византийский договор был заключён в конце июля 971 года. Война была закончена; русы добились своего. Войско Святослава двинулось через болгарские земли с огромным обозом, полным сокровищ.
Но затем, наконец, сказались последствия «ганнибаловой» ошибки, допущенной Святославом в отношении печенегов.
Из многих источников известно, что уходя из Болгарии, Святослав отправил основное войско к Киеву по дорогам напрямую, а сам с малой дружиной сопровождал свои многочисленные суда, которые с частью трофеев, поплыли к Днепру.
Судя по этим действиям, очевидно, что несмотря на конфликт после битвы у Аркадиополя, Святослав не допускал, что старые союзники русов могут ему угрожать. Но когда корабли подплыли к Днепровским порогам, там им путь преградили лодки с печенегами, потребовавшими отдать полученные от императора сокровища.
Историки по-разному описывают и объясняют дальнейшие события. Многие, начиная с Н. М. Карамзина (18 век), предполагали, что именно византийская дипломатия убедила печенегов атаковать Святослава. Однако в «Повести временных лет» говорится, что император Цимисхий направил к печенегам посольство во главе с Феофилом – епископом Евхаитским, с просьбой, чтобы те пропустили русов. И потому Святослав, не дождавшись подкрепления из Киева, за которым был послан воевода Свенельд, всё-таки решил продолжить путь по Днепру.
Согласно «Иоакимовой летописи», печенеги напали на отряд Святослава у днепровских порогов. Дружина была перебита, Святослав убит – а «Куря, князь печенежский… взяв голову его, сделал чашу, оковал оную златом и пил из неё».
Эти действия печенегов трудно объяснить. Ничего подобного во взаимоотношениях двух соседствующих народов никогда не было. Наоборот, как об этом уже говорилось в статьях АИ, печенеги – с того момента, когда они при князе Игоре пришли в донские степи – были крайне заинтересованы в договорном сотрудничестве с русами, которые брали их в походы за данью как сильных союзников. Печенеги, конечно, могли ограбить русов, ради выгоды могли и перебить их отряд – но выходка с «чашей» совершенно не укладывается в историю их взаимоотношений. Здесь речь могла идти только О КРОВНОЙ МЕСТИ И НИ О ЧЁМ ДРУГОМ.
И сразу же вспоминается та ужасная битва при Аркадиополе, где Святослав, фактически, отдал на заклание отряды верных печенежских союзников.
Грищенко Олег Викторович
Писатель, историк, филолог.
Окончил МГУ им М.В. Ломоносова, факультет Психологии.
Пишет художественные произведения по исторической и другой тематике.
Автор книг о древней истории России и об истории возникновения речи и русского языка.
ЧИТАЙТЕ УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ КНИГИ О.В. ГРИЩЕНКО:
• «Русский клинок», исторический приключенческий роман – о русском спецназе 15 века.
• «Замок у дороги», исторический детектив – о предотвращении покушения во Франции на невесту короля Генриха Анну Ярославну, 11 век.
• «Великая история славянских народов» (совместно с С.В. Супруновым) – славяне и их предки в 9 веке до н.э. – 9 веке н.э.
Книгу «Русский клинок», исторический приключенческий роман – о русском спецназе 15 века, можно приобрести на торговой площадке Ozon:
и на Яндекс Маркет: