
Вопрос жилья – а тем более комфортного жилья – остаётся в нашей стране одним из острейших. Уровень жилищного неравенства у нас даже выше, чем уровень неравенства по доходам, утверждает Вячеслав БОБКОВ, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, главный научный сотрудник, заведующий сектором социально-экономических исследований качества и уровня жизни Института экономики РАН.
– Каковы, что называется, «масштабы бедствия»?
– Для выявления жилищного неравенства мы разработали стандарты качества жилищных условий. Нами используются три индикатора: площадь жилища, просторность (количество комнат) и благоустроенность. Благоустроенность включает в себя такие условия, как централизованное электроснабжение, центральное отопление, централизованное водоснабжение, централизованная канализация, горячее водоснабжение и доступ к Интернету.
Первый стандарт, минимальный, предполагает не менее шести квадратных метров жилой площади на человека, а также…
– Всего лишь шести?
– Это санитарная норма, она прописана в Жилищном кодексе и касается прежде всего общежитий, жилья для вахтовой работы, маневренного жилья (где люди временно размещаются в процессе переселения из ветхого жилья в новое), хотя кто-то живёт в таких условиях постоянно – взять хотя бы коммуналки. Помимо шести квадратных метров на человека первый стандарт качества жилищных условий предполагает также централизованное электро- и водоснабжение, центральное отопление и централизованную канализацию. Если хотя бы одно из этих условий отсутствует, то жильё не соответствует даже этому – минимальному – стандарту.
Второй стандарт, низкий, предполагает не менее 16 квадратных метров общей площади на человека. Эту цифру мы тоже взяли не с потолка: она является модальным значением в ряду распределения населения по площади жилища. «Модальное значение» в статистике – величина, наиболее часто встречающаяся в наборе данных, то есть вокруг этой цифры группируются наибольшие доли населения страны. Помимо 16 квадратных метров второй стандарт включает в себя (вдобавок к центральному отоплению, централизованному электро- и водоснабжению, канализации) ещё и горячее водоснабжение. А также наличие ванны/душа, напольной плиты (газовой/ электрической).
Далее. Третий стандарт, социально приемлемый. Он предполагает не менее 23 квадратных метров общей площади на человека. Это соответствовало среднестатистической площади жилищной обеспеченности на момент разработки данного стандарта, то есть в 2018 году (по данным Росстата за 2016 год). Сейчас этот показатель выше – 29, 4 квадратного метра. Подчёркиваю, он отражает именно среднюю обеспеченность, а не медианную (средняя обеспеченность, как и средний доход, толком не описывает ситуацию в стране из-за колоссального неравенства. – Прим. «АН»).
Кроме 23 квадратных метров на человека третий стандарт подразумевает одну комнату на члена семьи и помимо вышеназванных условий благоустроенности ещё и доступ к Интернету.
– А четвёртый стандарт есть?
– Да. Последний, четвёртый стандарт, который мы называем высоким. Это не менее 40 квадратных метров на человека. Данную цифру мы получили следующим образом: высчитали, как распределён жилфонд страны относительно площади жилища, и взяли среднюю величину.
Также согласно четвёртому стандарту количество комнат должно превышать количество членов семьи. Такие семьи нередко обладают несколькими жилищами.
– И как распределено население России по этим четырём жилищным стандартам?
– Рассказываю. Мы опираемся на данные «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения» (РМЭЗ) Высшей школы экономики и фиксируем пять слоёв населения по критерию жилищной обеспеченности. Данные РМЭЗ, с которыми мы работали, – это данные за 2023 год.
Итак, первый слой – это граждане, чьи жилищные условия не достигают даже первого стандарта. У них жилая площадь менее шести квадратных метров на человека либо отсутствует центральное отопление, или централизованные электроснабжение, водоснабжение, или канализация (а в некоторых случаях отсутствует всё сразу). Доля таких граждан – 35,6%.
– Свыше трети россиян?!
– Да. Это наибольший из пяти слоёв населения страны. Далее. Второй слой. К нему относятся граждане, жильё которых недотягивает до второго стандарта. У них либо общая площадь менее 16 квадратных метров на человека, либо отсутствует какое-то (или все) из благоустройств. Такие граждане составляют в населении 26,3%.
Третий слой – это те, чьи жилищные условия недотягивают до третьего, то бишь социально приемлемого стандарта. У них общая площадь менее 23 квадратных метров на человека, либо не у каждого члена семьи есть своя комната, либо жильё не обеспечено всеми необходимыми благоустройствами, либо не соблюдены все эти условия. Количество таких людей – 20, 5% от населения страны.
– Получается, доля россиян, качество жилья которых ниже социально приемлемого стандарта, составляет…
– Она составляет 82, 4% – это все три первых слоя вместе. Четвёртый слой (те, кто подпадает под третий стандарт: не менее 23 квадратных метров и не менее одной комнаты на человека плюс благоустроенность жилья) – это 11, 6% населения. А пятый слой (те, кто подпадает под четвёртый стандарт: не менее 40 квадратных метров на человека плюс количество комнат, превышающее количество членов семьи, и благоустроенность жилья) – это 6% населения.
– Что ж, текущая ситуация ясна. А какова динамика?
– Цифры, которые я сейчас озвучил, можно сравнить с цифрами 2017 года – именно тогда мы начали отслеживать ситуацию. Первый, нижний, слой увеличился с 2017-го по 2023-й с 33, 8% до 35, 6% (интересно, что в 2022-м он составлял 33, 2%, то есть был меньше, чем в 2017-м). Второй слой уменьшился с 28, 8% до 26, 3%, а третий слой – с 23, 8% до 20, 5%, то есть можно говорить о небольшом улучшении. Четвёртый слой остался по величине таким же, каким и был, а пятый, верхний, увеличился с 2% до 6%.
Таким образом, в 2017 году три нижних слоя, то бишь те граждане, чьи жилищные условия ниже социально приемлемого стандарта, составляли 86, 4% населения страны. А шесть лет спустя, в 2023 году, – 82, 4%. Можно сказать, что ситуация улучшается, но вместе с тем приходится констатировать, что темпы улучшения крайне низкие, а масштабы жилищной обеспеченности ниже социально приемлемого стандарта очень большие.
Кроме того, я хочу вернуться к вопросу о количестве квадратных метров жилья, которые приходятся в среднем на одного россиянина. Данный показатель вырос с 25, 1 квадратного метра в 2017-м до 29, 4 квадратного метра в 2024-м, но что это означает на практике? По большей части эти новые квадратные метры приходятся на верхний слой россиян: они приобретают дополнительное жильё, чтобы уберечь свои капиталы от инфляции. В Москве сейчас множество новых домов, которые стоят незаселёнными, – состоятельные россияне покупают квартиры в инвестиционных целях.
– Итак, мы наблюдаем привычную картину: богатые богатеют, бедные в лучшем случае остаются на прежнем уровне, а средние повышают качество жилья медленно.
– Теперь скажем о том, кто должен иметь право на господдержку. Мы выделяем категорию граждан, которая относится к нижним двум слоям по уровню жилищного обеспечения и имеет доход ниже двух официальных прожиточных минимумов (с 1 января ПМ составляет 18, 9 тыс. рублей). Это примерно 27% населения, или около 40 миллионов человек. Будем реалистами: помочь всем сразу невозможно. Поэтому сперва нужно ставить перед государством более скромные задачи.
Из этих 40 миллионов россиян господдержка в первую очередь должна быть оказана тем, чьи доходы ниже одного ПМ при наиболее плохих жилищных условиях, – это 8, 5 миллиона человек, или 5,8% населения. Все они должны иметь право на жильё соцнайма – проще говоря, на бесплатное жильё от государства (в настоящее время этим правом обладают не те, чья площадь менее 16 кв. метров на человека, а лишь те, чья площадь менее 9–15 кв. метров на человека в зависимости от региона. – Прим. «АН»). И хорошо бы, чтобы очередь на получение квартиры двигалась быстрее: сейчас многие ждут даже не годами, а поколениями.
Кроме того, нужно задуматься, как помогать этим людям строиться самим. Прежде всего – помогать земельными участками. А ещё – приемлемой жилищно-коммунальной инфраструктурой: чтобы были ЛЭП, газовая коммуникация, водоснабжение, водоотведение. Всё это, конечно, проще решается в городской местности, чем в сельской.
– А каким должен быть доход гражданина, чтобы накопить на покупку жилья? Без кредитов.
– Мы в своё время разработали социально приемлемую потребительскую корзину: она обходится в 3, 7 ПМ (сегодня это 70 тыс. рублей в среднем по РФ). При таком доходе человек имеет возможность откладывать сбережения. За 18 лет он может накопить на 18 квадратных метров жилплощади, то есть семья может отселить повзрослевшего ребёнка. Хотя 18 квадратных метров на человека – это лишь второй стандарт качества жилищных условий, который мы называем низким.
Ну и конечно, никто не отменял ипотеку. Правда, государство отменило льготную ипотеку (в 2024 году прекратила действие программа всеобщей льготной ипотеки, которая осуществлялась с 2020-го, – теперь она доступна только льготникам. – Прим. «АН»).
– Подытожим. В какие сроки нашей стране реально достичь того, чтобы жильём социально приемлемого стандарта обладала хотя бы половина россиян?
– Я описал вам нынешнюю динамику: 4% населения за шесть лет. Вот и посчитайте.
– А не может ли проблема решаться быстрее?
– Этот вопрос нужно задать тем, кто определяет государственную жилищную политику. Со своей стороны могу сказать, что проблему надо бы решать быстрее.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: