Сегодня до школы дети проходят разные пути развития
Не все родители с энтузиазмом воспринимают идею о том, что современному ребенку желательно еще до школы научиться читать, считать и, возможно, даже писать, ведь раньше ничего такого не требовалось. Официально иметь эти навыки к первому классу не требуется и сейчас, но практика показывает, что без них ребенку в школе будет довольно трудно.
Раньше все дошкольники находились примерно в равных условиях: большинство посещало детские сады, где дети играли и занимались ручным творчеством, а непосредственно перед школой их немного готовили к школьной жизни, в первую очередь, психологически. В итоге в школу дети шли почти с одинаковым уровнем знаний. Всегда находились ученики, опережающие сверстников по навыкам чтения, например, но это были скорее единичные случаи.
Детские сады также отличаются друг от друга по программам развития. Во многих частных садах, например, не уделяется должного внимания сюжетно-ролевой игре, зато дети крайне нагружены интеллектуально. Где-то ситуация прямо противоположная.
Первая проблема, которую я вижу сегодня, — огромное количество моторных трудностей (простым языком, дети не только не готовы осваивать навык письма, но и просто удерживать статичную позу за столом). Второй блок проблем: речевые трудности, а третий — незрелость социальных навыков и произвольной регуляции своей деятельности.
В силу дисгармоний в развитии современных детей так велик сейчас спрос родителей на школы с индивидуальным подходом, фактически — на разнообразные коррекционные маршруты.
Одни первоклассники не знают букв, а другие — читают тексты
Итак, на входе в школу мы имеем разных по уровню развития семилеток: одни, условно, не знают даже букв, а другие уже бегло читают художественные тексты. Такой класс сложно обучать в едином темпе, и страдают, как правило, дети, которые знают меньше — им приходится быстро догонять. Плюс программа первого класса довольно насыщенная и сжатая, у детей много самостоятельной работы и почти нет времени на закрепление базовых навыков.
В таких условиях учитель не может обучать каждого ребенка в соответствии с его уровнем знаний и умений, он просто задает некое общее направление, фактически выступая в роли методиста и ментора. При этом одни дети спокойно и самостоятельно работают, а другим это оказывается не под силу. Родителям приходится уже в первом классе брать репетиторов и привлекать других специалистов, потому что ребенок объективно «не тянет» программу.
Не стоит превращать подготовку в прохождение программы первого класса — может быть, кроме варианта, когда ребенок идет на трехлетнюю программу обучения «Эффективная начальная школа 1-3». В этом случае ребенку лучше заранее пройти программу первого и даже второго класса, включая прописи.
Вместо прописей — карандаши и пластилин
В первую очередь, важно подготовить руку ребенка к письму. Для этого нужно регулярно развивать мышцы кисти, давать им нагрузку. Дошкольник должен уметь работать руками — мастерить, лепить, рисовать, вырезать.
Очень часто родители говорят: «Мой ребенок не любит эти занятия». Действительно, бывают такие дети, и у них, как правило, уже есть проблемы с мелкой моторикой. Задача родителей — придумывать интересные занятия, как-то увлекать ребенка, даже если он не очень хочет заниматься. Сейчас продается много пособий, раскрасок, наборов для творчества — всегда можно найти то, что понравится.
Задача — заложить фундамент, который потом поможет ребенку в школе, когда он сядет за прописи. Его рука и мозг будут готовы к этим занятиям, они не вызовут у него ужаса и отторжения.
Если же не заниматься развитием руки и графомоторики, то с началом обучения у ребенка, скорее всего, будет падать мотивация, он будет чувствовать напряжение и отказываться выполнять задания. Он будет сравнивать себя с одноклассниками, получать негативное подкрепление от учителя и расстраиваться.
О наличии проблем станет понятно только в ходе обучения
Мы, конечно, можем рассчитывать на то, что нечитающий семилетний ребенок пойдет в школу, откроет азбуку и легко научится читать. Так вполне может быть, если он полностью здоров и развит, но его по какой-то причине просто не учили читать.
К сожалению, практика показывает, что все не так просто: есть много детей со специфическими трудностями чтения, которые не видны до начала обучения. Причины их различны: от дефицита развития тех или иных высших психических функций до незрелой саморегуляции, когда ребенку элементарно не под силу удерживать внимание на строке.
Мы живем в насыщенном информационном поле: буквы, слова и тексты у нас повсюду и пройти мимо них у ребенка никак не получится. Но если в 6-7 лет интереса к этой теме нет, то, скорее всего, мозг ребенка подобную информацию не умеет должным образом обрабатывать. И тут надо разбираться в причинах.
Самое главное — вы не узнаете об этих проблемах, пока не начнете учить ребенка читать. Именно поэтому важно играть с буквами и словами за некоторое время до школы: чтобы понять, насколько ребенок в принципе берет этот материал. Тогда при возникновении сложностей у вас будет в запасе время на их решение. В первом классе ресурсы ребенка будут брошены на адаптацию к школе, и решать коррекционные задачи станет сложнее.
Чем лучше ребенок читает, тем проще ему учиться
Но даже если у вас совершенно обычный, хорошо обучаемый ребенок, то все равно я рекомендую идти в школу, уже умея читать. Потому что практически весь материал сейчас дается в текстовом виде. Ребенок должен уметь прочитать задание, понять его и выполнить. Уже в конце первого класса дети пишут итоговые работы, где проверяется уровень смыслового чтения.
Если ребенок пошел в школу в самом начале освоения навыка чтения, когда он только-только стал слоги складывать, то ему будет сложно. У него не будет времени на автоматизацию этого навыка. Он будет настолько поглощен делами, у него появятся новые задачи — писать прописи, что-то считать, портфель собирать, какие-то задания выполнять. Когда ему «расчитываться»?
Для меня идеальный период, чтобы «расчитаться», — это старший дошкольный возраст. В это время ребенок получает удовольствие от чтения (если родители не превращают занятия чтением в бесконечный прессинг, сопровождаемый критикой), он читает вывески, простые слова, потом — короткие предложения, рассматривает с мамой книги, читает подписи к картинкам. И все это не насильственно и растянуто во времени. Таким образом автоматизация навыка идет мягко, и ребенок за год-полтора может «расчитаться».
Многие будущие школьники не владеют базовыми математическими представлениями
Мне не нравится, когда пятилетку сажают за парту, выдают ему лист с примерами и заставляют их решать. Такое обучение ни к чему хорошему не приведет, особенно если сам ребенок от него не в восторге. Но важно дать дошкольнику базовые математические понятия, некий фундамент, на котором базируется математика. Раньше в садах давали этот минимум. Сейчас я вижу, что у многих детей эти элементарные математические представления не отработаны.
Давайте для начала опишу, что я сама как нейропсихолог смотрю у детей и о каких таких математических представлениях нужно говорить до школы. И если не решать примеры в пособиях, то — чем заниматься?
Ориентация в пространстве. Почему это важно? Математика есть оперирование идеальными объектами в мысленном поле. Операции с числами — это перемещение чисел во внутреннем пространстве или путешествие по числовой оси, причем передвигаться мы можем по ней как вперед, так и назад. Или влево, или вправо. Ребята, которые плохо ориентируются в направлениях, как правило, и в вычислениях постоянно путают сложение и вычитание, разряды чисел.
Для этого важно понимать, как в речи выражены пространственные представления. Например, понимать, что «затем», это значит после чего-либо, равно как и «за». Или что «между» — значит посередине. Здесь же можно упомянуть о понимании последовательностей, временных отношений, об умении ориентироваться в плоскости листа.
Ощущение количества. Это мгновенное распознавание количества объектов в пределах 5 (или больше). Очевидно? Не факт. Ко мне часто приходят дети 5-6 лет, которые пересчитывают количество пальцев на одной руке, когда я задаю вопрос: «А сколько здесь пальцев?» Кстати, это один из маркеров того, что ощущение количества не сформировано. Скажите, имеет ли смысл такому ребенку решать тонны примеров? Как только ребенок может выделять в множестве объектов подмножества — скажем, видеть, что кучка состоит из трех и одного, из пяти и одного, мы можем более детально изучать состав числа.
Еще одно важное представление — числовой ряд в пределах 10-20 и умение свободно перемещаться по нему вперед и назад (до 10 — база минимум, до 20 — уверенная норма, в пределах 100 — шикарно).
Состав числа. Мы говорим о составе числа в пределах 10. В идеале ребенок не должен ничего вычислять в пределах 10. Он должен владеть составом числа. Дети, не владеющие концепцией разложения множества на две и более части, долго стоят на месте в устном счете.
В математику можно и нужно играть
Я считаю, что базовые математические представления о количестве, составе числа, числовом ряде — все это можно и нужно отрабатывать до школы. Школа этого не даст, там ребенок сразу столкнется с абстракцией, он будет работать с цифрами, с обозначением количества в виде цифр. В школе сейчас мало наглядности, практически не используется счетный материал. Если ребенок не прожил этот этап наглядного оперирования предметами, то учиться ему будет сложно.
В математику с ребенком нужно много играть. Мне очень нравится методичка для детей 4-6 лет Евгении Кац «Математика вприпрыжку». Там даны варианты игр, которые развивают элементарные математические представления: состав числа, количественный ряд, пространство.
Для них даже вчера, сегодня — это очень абстрактно. Зато другие дети сразу видят эту связь, видят себя в пространстве и во времени, без труда рассказывают о своем расписании. Такому ребенку в школе будет гораздо проще даже не с точки зрения математики, а с точки зрения какой-то общей самостоятельности и ответственности за свои действия, понимания: где я, кто я, зачем я.