Что стоит за повышением цен на бензин и его дефицитом

АРГУМЕНТЫ 2 часов назад 14
Preview

Либеральная бюрократия привычно списывает нарастающие трудности с бензином на удары бандеровских беспилотников по нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ). Конечно, эти удары наносят ущерб: фотографиями их последствий наводнены социальные сети.

Однако серьёзные проблемы с бензином возникали и до начала этих ударов. Скажем, в конце лета 2023 года тогдашний министр сельского хозяйства публично предупреждал о реальной угрозе урожаю из-за этих проблем. А выдвижение его вскоре после этого на высокий пост заместителя председателя правительства стало наглядным подтверждением его правоты – причём не только с содержательной, но и с аппаратной точки зрения.

В прошлом году ситуация во время уборки урожая была такой, что уже нынешний министр сельского хозяйства всерьёз призывала молиться, – и это было вызвано отнюдь не только внезапным и разрушительным повышением ключевой ставки Банка России.

Да, в этом году бюрократия нашла «политкорректное» объяснение бензиновым кризисам: во всём виноват враг (и, разумеется, его пособники, не способные наладить систему защиты объектов жизнеобеспечения даже в глубине российской территории).

Однако до ударов беспилотников причина бензиновых кризисов была совершенно иной и заключалась в налоговой политике.

Ещё в 2018 году под давлением Запада и олигархов наряду с повышением пенсионного возраста было принято решение о так называемом «налоговом маневре»: полном освобождении от платежей в бюджет экспорта сырой нефти с переносом всего фискального бремени на её использование внутри страны.

В результате фискальная нагрузка на нефтяную промышленность осталась максимальной – не менее 70%, но была перераспределена. Экспорт сырой нефти был простимулирован полным освобождением от платежей в бюджет, а вся их тяжесть была заботливо переложена на технологически сложную переработку.

Цены на бензин взлетели, создав колоссальные проблемы стране (которые сохраняются и по сей день), но всё равно остались недостаточными для прибыльности НПЗ. Они в один день из «центров прибыли» превратились в «центры убытков», и, чтобы не допустить их закрытия, государство начало дотировать их абсурдно усложнённой схемой так называемого «обратного акциза».

Эта субсидия неуклонно растёт: если при введении «налогового маневра» она составляла четверть от всего налога на добычу нефти, то в 2027 году официально ожидается на уровне 43, 5%. В этом году её величина должна составить 4, 1 трлн рублей.

Разумеется, никакая субсидия не является достаточной (да ещё и в условиях патологического занижения официальной инфляции), а дефицит бюджета ведёт к постоянным попыткам её занижения.

В результате налоговая политика превратила НПЗ, эти жемчужины нефтяной отрасли и кормилицы нефтяных компаний, в обузу для последних. Они являются центрами убытков, порождающих постоянные конфликты с Минфином вокруг их дотирования и с населением – из-за абсурдно завышенной цены бензина (не менее двух третей которой составляют бюджетные платежи). В результате о развитии НПЗ не идёт и речи, и нефтепереработка хиреет, создавая реальную стратегическую угрозу для безопасности России.

Сбивать беспилотники врага Россия научится. А вот налоги, введённые плохо знакомыми с жизненными реалиями чинушами, останутся.

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Читать в АРГУМЕНТЫ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'