Случайно оказался сегодня в Еврейском музее и центре толерантности в Марьиной Роще.
В нашем городке карты часто так ложатся: ты внезапно оказываешься в местах, о существовании которых, может, и слышал, но нетвердо представляешь, зачем оно тебе.
Музей сделан прекрасно. Он современный, интерактивный и мега-насыщенный.
Но вопросы возникают сразу, начиная с названия. Центр толерантности - к чему? Толерантности кого? Толерантности зачем?
Суть экспозиции - в описании трудного пути еврейского народа от Российской Империи до Российской Федерации через запреты, погромы, репрессии и прочие притеснения.
Вроде бы это «объективная история».
Она, с оговорками, действительно объективная.
Но возникает следующий вопрос: если вам тут было так плохо, нафига же вы тут жили? Насильно вас сюда никто не переселял, никто не удерживал, более того - никто сюда даже не звал.
Но при этом я, находясь в столице своей страны, должен испытать какую-то пусть не вину, но неловкость?
Почему, собственно?
У меня в голове схема немного другая. Мне кажется, любой еврейский музей в России должен сводиться к простой мысли, написанной максимально крупными буквами на главном фасаде: Спасибо народу России за наше спасение от полного уничтожения фашистами во время Второй Мировой войны. Не только немцами - евреев убивали все, кроме русских. Только в Красной армии евреи могли служить - и на войне у них было больше шансов выжить, чем среди добрых соседей в Прибалтике, в Польше, на Украине, да где угодно в Европе.
Всё, что было до, и всё, что было после - малосущественно на этом фоне.
Потомки тех самых нелюдей, которые убивали людей в Освенциме, могут не звать Россию, которая его освободила, на юбилей освобождения. Это в некотором смысле даже логично.
Но в еврейском музее в Москве говорить обо всем, кроме самого главного - противоестественно.
И пусть только кто-нибудь попробует обвинить меня в антисемитизме.