Государственное образование, созданное большевиками, стимулировало развитие малых этносов за счет русского большинства.
Премьер – «шовинист»
В апреле 1929 года состоялся объединенный пленум Центрального комитета и Центральной контрольной комиссии ВКП (б) с осуждением так называемого «правого уклона», лидерами которого заклеймили членов Политбюро Николая Бухарина, Алексея Рыкова, Михаила Томского. Группа «правых» выступила против форсированной индустриализации и принудительной коллективизации, сворачивания новой экономической политики (НЭП).
Время показало, что сторонники «правого уклона» были не правы. В целом, стратегически, хотя практическая политика большевистской партии на данных направлениях далеко небесспорна. Но речь в материале не о том.
Выступление на пленуме товарища Рыкова содержало его личную позицию по национальному вопросу, которая представляется небезынтересной. Он возражал против ускоренного роста бюджетов национальных республик по сравнению с бюджетом РСФСР. Алексей Иванович заявил о несогласии с принципом распределения финансов, когда «остальные народы живут за счет русского мужика». Фрагмент из выступления: «Политика Великобритании, к примеру, заключается в развитии метрополии за счет колоний, а у нас наоборот – национальных окраин за счет метрополии».
Товарищи по партии Рыкова дружно осудили, назвав «великодержавным шовинистом». История в итоге подтвердила сомнения преемника Ленина на посту главы Советского правительства по части национальной политики большевиков. В ее ошибочности. Хотя, какие ошибки?
Империя меньшинств
Системная, тщательно продуманная русофобия на государственном уровне, когда державный этнос, выражаясь языком Столыпина, превратили в «навоз» для произрастания других народов. Современные историки называют такую политику «Интернационалистский национализм».
После 1917 года на основной территории бывшей Российской империи возникло странное федеративное государство – «Империя меньшинств». Государственное образование, созданное большевиками, стимулировало развитие малых этносов за счет русского большинства, насущные потребности коего удовлетворялись по остаточному принципу.
В научном исследовании «История империй и политика памяти», опубликованном в журнале «Россия в глобальной политике», констатируется: «Большевики отказывали в праве на национальную автономию в местах компактного проживания русских в союзных республиках. И в праве на национальное представительство во властных структурах автономных республик».
Известный российский историк Алексей Миллер: «В рамках советской политики государствообразующий народ должен был подавлять свои национальные интересы и идентифицировать себя с Империей положительного действия». Под «Империей положительного действия» ученый подразумевал как раз «Империю меньшинств», лицемерно – лукавое творение ленинской национальной политики в виде СССР.
Признание и самоуничижение
Товарищ Рыков акцентировал внимание на несправедливости распределения национального дохода в Советском Союзе. Например, Грузия по уровню потребления на душу населения в 3,5 раза превосходила аналогичный показатель в РСФСР. Такое положение сохранялось практически все советское время.
Любопытный факт. Михаила Егорова и Мелитона Кантария, водрузивших в 1945-м Знамя Победы на поверженный Рейхстаг, связывала личная дружба и в послевоенные годы. Бывая в гостях у русского друга, проживавшего на Смоленщине, грузин Кантария искренне удивлялся бедности однополчанина и его односельчан. Свое удивление Мелитон Кантария выражал, когда Смоленская область уже давненько восстановилась от разрухи военного лихолетья.
Нарком тяжелой промышленности СССР Григорий Орджоникидзе (партийный псевдоним Серго): «Советская Россия, пополняя бюджет Грузинской ССР, дает нам в год 24 миллиона рублей золотом. Мы, конечно, не платим ей за это никаких процентов». Орджоникидзе, будучи этническим грузином, сделал такое самокритичное признание в 30 – е годы прошлого столетия.
Среди русских, тем не менее, находились «чудики», которые призывали извиниться перед «угнетенными народами» за то, что их якобы силой загоняли в Российскую империю и Советский Союз. В 90-е о том говорил один из видных российских демократов, историк Юрий Афанасьев. И даже обиделся, что «его не поняли». Слава Богу, либерализм с гражданским самоуничижением у нас не прошел!
Выдающийся советский и киргизский писатель Чингиз Айтматов иначе смотрел на российскую колонизацию.
В интервью германскому изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung 11 июля 2005 года он заявил: «Колониализм и империализм могут иметь позитивные стороны. Во всяком случае, русское влияние на Среднюю Азию было позитивным. Россия своими колониальными амбициями внесла большой вклад в развитие нашей территории. Только благодаря русскому колониализму нам в Средней Азии удалось приобщиться к общей цивилизации».
Республики – нахлебницы
В течение всех лет советской власти РСФСР ежегодно выплачивала союзным республикам, включая Украину, по 46 миллиардов рублей. С 1940 года такой же «оброк» платила прибалтийским республикам и Молдавии. По существовавшему тогда валютному курсу один доллар США приравнивался к 66 копейкам. Подсчет показывает, что РСФСР каждый год направляла на развитие союзных республик далеко нехилую сумму – 76, 5 миллиарда долларов.
Кроме денежного дотирования, Россия помогала «братским народам» СССР кадрами высококвалифицированных специалистов. В 1959 году за пределами РСФСР находилось 16 миллионов русских. В 1989 году их количество возросло до 25 миллионов. За 30 лет численность русских в союзных республиках увеличилась на 55 процентов, а в России лишь на 22 процента.
Русскоязычные диаспоры создавали значительную часть национального дохода в республиках. К примеру, в 80-е годы 10 процентов русского населения Таджикистана производили половину внутреннего национального продукта республики.
Постановлением ВЦИК от 21 августа 1923 года был образован Союзно-республиканский дотационный фонд СССР. Средства фонда направлялись на социально-экономическое развитие Украины, Белоруссии, среднеазиатских и закавказских республик. Фонд формировался за счет финансовых поступлений из РСФСР, но дотациями из него Россия никогда не пользовалась.
Дотационный фонд Советского Союза был засекречен. Широкой публике о нем стало известно только в 1990 году.
В бюджеты союзных республик полностью зачислялись средства от налога с оборота. Подоходный налог также стопроцентно оставался в республиках. Общесоюзный бюджет в основном наполнялся за счет средств РСФСР. В 70-е годы донором Союза стала еще Белоруссия. Ее доля, конечно же, несопоставима с вливаниями РСФСР, но определенную лепту в бюджет Союза республика вносила.
Экономические успехи Белорусской ССР связывают не в последнюю очередь с Петром Машеровым, руководившим республикой с 1965 по 1980 годы. Именно тогда Белоруссию стали называть «сборочным цехом» Советского Союза, хотя она славилась не только первоклассной промышленностью, но и высокоразвитым сельским хозяйством.
Особенностью советской экономики был ее искусственно «перевернутый характер». В СССР углеводороды, электроэнергия, металлы стоили копейки, а промышленная продукция достаточно дорого. Ресурсы для республик поставляла в основном РСФСР, как говорится, себе в убыток. Перевернутая с ног на голову экономика в СССР позволяла развивать промышленность в национальных регионах.
Огромный рынок сбыта в масштабах Союза. Госплан, доводивший производственные задания до каждого предприятия и определявший выпуск, и гарантированный сбыт любой продукции, вплоть до трусов и носков. Такова была советская экономическая модель.
Откровение Кучмы
Спустя десятилетия некоторые лидеры в бывших союзных республиках стали «прозревать». Любопытное интервью телевизионному проекту «30 лет распада СССР. История в лицах» дал в 2021 году Леонид Кучма – второй президент суверенной Украины. По словам Леонида Даниловича, киевские власти накануне республиканского референдума 1991 года о независимости обманули своих граждан, рассказывая, что «Украина кормит Россию».
«Мы считали, все, что в Украине производится, по мировым ценам, а ресурсы, мол, Россия должна и так поставлять», - пооткровенничал Кучма.
Экс-президент сообщил, что за два года до референдума киевский Институт экономики сделал анализ платежного баланса России и Украины на рыночной основе. Разница оказалась колоссальной и не в пользу Киева. Выводы экономистов коммунистические власти республики скрыли от населения, втайне мечтая о «незалежности».
«Мы раньше нефть и газ получали по ценам, которые меньше чая, меньше простой воды. Расплата наступила сразу, как только Россия перешла на торговлю по мировым ценам», - подчеркнул Леонид Кучма.
Бывший глава Украинского государства не раскрыл всю правду. Вплоть до 2014 года, как заявляли российские власти, различные скидки и льготы по углеводородам для Незалежной, дармовые кредиты, составили сумму в 250 миллиардов долларов!
Неудобный народ
Канадский историк Терри Мартин в монографии «Империя положительной деятельности» написал: «Русские в Советском Союзе всегда были «неудобным народом» — слишком большим, чтобы его проигнорировать, но в то же время и слишком опасным, чтобы предоставить ему такой же институциональный статус, какой был у других крупных национальностей страны».
До 1990 года у РСФСР, в отличие от всех остальных союзных республик, не было ни республиканской Компартии, ни собственной комсомольской организации, ни профсоюзной. Коммунистическое руководство страны «неудобный народ» откровенно побаивалось, стремясь ограничить его публичный потенциал по максимуму. Партийные вожди главную опасность для своей власти усматривали в развитии национального самосознания у русских, потому и лишали нас возможности приподнять голову!