Бег канатоходца

АРГУМЕНТЫ 2 часов назад 10
Preview

Команда популярного сериала «Озарк» родила новый атмосферный проект – 8-серийный триллер «Чёрный кролик». В проект удалось заманить маститого Джуда Лоу, который, впрочем, давненько не снимался в хитах. «Чёрный кролик» хорош специфическим юмором и вниманием к деталям, но его периодически хочется выключить – от досады за затянутый ритм, в котором развиваются злоключения главных героев.

В 2017 году актёр и режиссёр Джейсон Бейтман вместе с шоураннером Биллом Дюбуком породили любопытную историю: мирный семейный бухгалтер отмывает деньги мафии и попадает на неслабую сумму. Вместе с женой и двумя детьми он бежит в провинциальный городок Озарк – такая декорация сама по себе была новостью для американского кино, измученного Лос-Анджелесом, Майами и Чикаго. Здесь у семейки возникает длинная канитель всевозможных попадосов, заставляющая всех крутиться на грани нервного срыва. Разумеется, эти потрясения меняют и личности героев, поэтому аудиторией «Озарка» стали как любители экшена, так и интеллектуальные киноманы.

Хотя Бейтман со товарищи наснимали четыре сезона «Озарка», шоу не дотягивало до уровня своего великого предтечи – сериала «Во все тяжкие», где ценности американской семьи препарируются через вынужденное участие в криминальном бизнесе. Однако в «Чёрном кролике» Бейтман решился лишь на радикальную смену декораций, в точности повторив сомнительный ход «Озарка»: зрителя заставляют переживать заморочки героя, который постоянно балансирует на волосок от краха.

Совладелец модного ресторана «Чёрный кролик» Джейк Фридкин (Джуд Лоу) поймал бога за бороду: от посетителей нет отбоя, кухней заправляет суперповар Рокси (Амака Окафор), ведущие кулинарные критики Нью-Йорка пишут благожелательные эссе. Джейк готовится расширяться: уже присмотрел пространство под новый ресторан в фешенебельном районе. И тут на районе объявляется его старший брат Винс (Джейсон Бейтман) – наркоман, лудоман и полный раздоблай.

Как мы узнаём из флешбэков, Винс приложил руку к созданию «Кролика» и даже уговорил Джейка принять концепцию, которая впоследствии принесла успех. Но золотое яйцо в руках Винса, понятно, не удержалось: он проиграл и свою долю в заведении, и даже залог за дом их с Джейком покойной матери. Наплодив долгов в Нью-Йорке, он свалил от должников, но не от самого себя, поскольку такой перец обречён оставлять за собой лужи в любой точке планеты.

Непонятно, зачем он возвращается, зная, что торчит 140 тысяч долларов свирепому глухонемому гангстеру Джо Манкузо (Трой Коцур). Непонятно, почему брат Джейк начинает системно разгребать за ним кучи, а не пожертвует скромную сумму, чтобы братишка хотя бы попробовал где-то схорониться – всё-таки настоящей охоты за ним не ведётся. Конечно, такой ход необходим, чтобы дать раскрыться характерам обоих братьев Фридкиных. Но получается всё равно «Озарк» в новых обстоятельствах. На протяжении восьми серий братаны будут изобретать самые мутные аферы, чтобы каждую неделю находить для Джо по двадцатке и не потерять «Кролика» – таков уговор.

Смотреть за этой беготнёй несколько утомительно. Не говоря уже о дискомфорте зрителя, который словно сам должен бабла бандитам. По идее, компенсировать это чувство должны второстепенные линии и «фишки». Бейтман вполне достоверно выставляет напоказ внутреннюю кухню нью-йоркского ресторана – но этого мало. Забегавшийся Джейк на ходу влюбляется в девушку близкого друга Эстель (Клеопатра Коулман) – но от такой «лирической линии» зрителю ещё больше за героя неудобно.

Тем не менее создателям «Кролика» удаётся добиться почти невозможного: зрительской симпатии к охламону Винсу, которую, казалось бы, способны испытывать только немолодые клуши с низкой самооценкой. В прошлом у него, конечно же, зияет детская травма, которую он так и не изжил к пятидесяти годам. Но при этом нет ощущения, что это всё доморощенная психология изнеженного века. Скорее тут у нас очередное переосмысление плутовского романа, которые неплохо выходили у Ильфа и Петрова, Ярослава Гашека или Марка Твена. Как только умный и фартовый Джейк умудряется разрулить очередной «караул», из подворотни вылезает порочный Винс – и всё снова летит псу под хвост.

К удаче фильма можно отнести его неопределённую интонацию: до самого финала нет уверенности, что «Чёрный кролик» закончится хеппи-эндом и слезами умиления. Нельзя исключить, что трупы братьев Фридкиных в итоге найдут в багажнике автомобиля. Саспенс на высоте, но сценарий слабоват, и кролик в итоге так и не вылезает из шляпы. Хотя наблюдать за обретением блудными братьями потерянной связи довольно любопытно: они оказываются вовсе не антиподами друг друга. Обаятельный ресторатор Джейк – та ещё двуличная сволочь, а Джуд Лоу отыгрывать подобные вещи огромный мастер. Хороши и операторские этюды в намеренно тёмных тонах, словно искривляющие окно, через которое зритель попадает в пространство сюжета. Правда, есть риск, что надолго зависнуть в таком мире ему не захочется.

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Читать в АРГУМЕНТЫ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'