Ученый, проректор, общественный деятель… Честно говоря, я слова эти переставляла местами несколько раз, выстраивая по степени значимости иерархию ипостасей героини интервью. Однако она изменила последовательность и на первое место поставила статус «мама».
Получив глубокие знания и компетенции специалиста в области мировой экономики и внешнеэкономической деятельности, Анастасия Лапо могла построить головокружительную карьеру в транснациональной корпорации, но выбрала путь в науку и никогда об этом не жалела.
Как найти подход к молодежи? Что отличает новое поколение госуправленцев? Кто дома командир? В чем секрет семейного счастья? Наш разговор — о главных приоритетах в жизни и многом другом.
Справка «АН»
Анастасия Сергеевна Лапо, проректор по молодежной политике и социальным вопросам ЮУрГУ, доцент кафедры «Экономическая теория, региональная экономика, государственное и муниципальное управление», кандидат экономических наук. Председатель Общественной палаты города Челябинска.
В 2011 году окончила с отличием ЮУрГУ по специальности «Мировая экономика», в 2013-м получила степень магистра по направлению «Экономика». Область научных интересов — оценка эффективности госуправления и экономической политики регионов. Автор более 30 научных публикаций, в числе которых статьи, размещенные в международных высокорейтинговых журналах.
«Мы попали в яблочко»
— Проба научного пера у меня состоялась в студенческие годы. В Южно-Уральском госуниверситете на факультете экономики и управления я обучалась специальности «Мировая экономика». С однокурсницей мы писали небольшую обзорную статью, которая вошла в перечень студенческого научного сборника. Тему сейчас не вспомню, кажется, она касалась финансов. Но, знаете… для меня был больше важен сам факт того, что нам, студентам, предложили заниматься наукой. А ведь я для себя этот вариант, в общем-то, и не рассматривала, — вспоминает моя собеседница.
— Это был 2006 год. Бурное развитие отечественной экономики, огромные вливания иностранного капитала. Мощные транснациональные корпорации заходили на российский рынок. Все это, конечно, манило юных экономистов. Выбрав направление обучения «Внешнеэкономическая деятельность», я ориентировалась на работу в реальном секторе экономики, в бизнесе. Но… так сложилось, что на четвертом курсе специалитета мне предложили остаться на кафедре для написания кандидатской диссертации.
Это был шоковый момент. Очень долго мы думали с моим руководителем дипломной работы, доктором экономических наук Ириной Валентиновной Даниловой по поводу тематики и остановились на векторе оценки эффективности бюджетных расходов.
Выбор оказался удачным, до сих пор очень благодарна за это научному руководителю. Тема в том или ином варианте актуальна будет всегда. А в тот период разворачивалась существенная бюджетная реформа, и мы переходили к формату программно-целевого государственного бюджетирования. Это все было заложено, естественно, в концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. И, по сути, мы попали в яблочко.
В рамках написания кандидатской диссертации апробировали на региональных министерствах и ведомствах те подходы, которые были нами разработаны. В частности, анализировали, насколько четко соотносятся цели, которые перед собой ставят министерства и ведомства Челябинской области в рамках среднесрочного бюджетного планирования, со стратегическими целями, которые формируются на гораздо большем по продолжительности горизонте времени. И вот это был такой прямо интересный вариант развития событий, когда мы не просто оценивали полноту использования бюджетных средств и степень достижения какого-то результата, а разбирались, насколько велик вклад мероприятий конкретной структуры в достижение целей, значимых для региона.
В 2014 году в диссертационном совете ЮУрГУ состоялась защита кандидатской диссертации, и, собственно говоря, тематика оценки социально-экономической политики регионов стала базовой на протяжении всего моего научного пути. Хотя, конечно, госполитика всегда вносит определенные корректировки в направление научной деятельности, потому что наука должна быть впереди государственной повестки.
Мне повезло: результаты исследований были и остаются актуальны для органов власти. Очень важно, на мой взгляд, чтобы наука была не ради науки, а ради практики. И конечно, принятие федерального закона о стратегическом планировании в 2014 году для меня стало подспорьем в понимании значимости моей научной деятельности.
Потом было увлечение другой тематикой в связи с изменениями в государственном управлении. Тогда появилась новая стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года, в которой впервые на официальном уровне фигурировал термин «городская агломерация». Сегодня он широко применяется в документах государственного стратегического планирования. «Экосреда индустриальной агломерации» — один из стратегических проектов ЮУрГУ, участвующего в программе «Приоритет 2030». А в тот период слово «агломерация» было больше научным термином и на уровне государства использовалось не часто.
Мы начали разрабатывать тематику, связанную с агломерированием населенных пунктов нашего региона. Вскоре появилась стратегия развития Челябинской области до 2030 года, где прописано, что в регионе есть моноцентрические и полицентрические агломерации. Наш научный коллектив подал тогда заявку на грант Российского фонда фундаментальных исследований. Мы победили и начали под руководством доктора экономических наук Валентины Сергеевны Антонюк реализовывать проект. Разрабатывали методологические подходы к формированию городских агломераций, анализировали их «зрелость», исследовали инфраструктурное обеспечение тех агломераций, которые были анонсированы в стратегии социально-экономического развития Челябинской области.
— И к каким пришли выводам?
— Неоднозначным… Но интересным, на мой взгляд. Допустим, рассматривая полицентрические агломерации, мы выявили ряд инфраструктурных ограничений, которые не способствуют тому, чтобы агломерирование происходило в эволюционном формате. А наш глобальный вывод впоследствии нашел подтверждение в новой стратегии пространственного развития Российской Федерации. Стратегия вышла в декабре 2024 года, и в ней термин «агломерация» ушел на второй план, а доминирующим стало понятие «опорные пункты». Каждый из таких пунктов самодостаточен и является неким центром, способствующим развитию экономики региона и страны.
Удачным завершением этого большого пласта работы, связанной с выполнением грантового исследования, стала для нас публикация научной статьи в журнале, индексируемом в Scopus. В этой статье мы сравнивали процессы агломерирования на территории России с процессами агломерирования, которые сегодня имеют место в западных и азиатских странах. Мы отправили статью в редакцию еще до 2022 года и три года добивались публикации. К счастью, это произошло. Вероятно, сыграла роль значимость результатов исследования для мирового научного сообщества.
А сейчас вместе с коллегами, получившими грант Российского научного фонда, хочу исследовать тематику суверенизации экономики регионов. Свою нишу в этой работе я вижу в оценке вклада экономической политики региона в формирование возможностей создания промышленного суверенитета Российской Федерации.
Важность этого направления подтверждает указ президента о национальных целях развития. Основной вектор — это технологическое лидерство, формирование устойчивой и динамично развивающейся экономики. Для достижения этих целей нужно проводить согласованную политику в регионах, направленную на обеспечение вклада в общий российский промышленный суверенитет. Думаю, наши исследования в этом направлении также будут востребованы.
Продолжение следует.