19 мая 2025 года «Ведьмак 3: Дикая охота» отмечает 10-летний юбилей, оставаясь эталоном жанра RPG и одной из самых знаковых игр в истории. Созданная польской студией CD Projekt RED игра о приключениях Геральта из Ривии покорила миллионы игроков открытым миром, глубоким сюжетом и инновационной боевой системой. Всего по миру было продано более 50 млн копий. Спустя годы успех игры привёл к появлению сериала, отдельного проекта, посвящённого карточной игре «Гвинт» и анонсу продолжения, но уже с Цири в роли главного протагониста.
19 мая 2025 года исполняется 10 лет с момента выхода одной из самых знаковых компьютерных игр в истории — «Ведьмак 3: Дикая охота» (The Witcher 3: Wild Hunt). За прошедшее десятилетие игра превратилась в настоящую классику, став эталоном в жанре RPG и навсегда вписав своё имя в историю видеоигр.
Разработанная польской студией CD Projekt RED игра завершает историю о ведьмаке Геральте из Ривии, начатую в книгах Анджея Сапковского и двух предыдущих играх — «Ведьмак» и «Ведьмак 2: Убийцы королей». В этой части главный герой отправляется на поиски своей приёмной дочери Цири, обладающей древней магической силой и находящейся в бегах от таинственной и зловещей армии эльфов — Дикой охоты. Впоследствии сюжет игры был расширен в рамках двух масштабных дополнений — «Каменные сердца» и «Кровь и вино».
«Мы старались избегать чёрного и белого разделения выбора, как и в предыдущих играх. Вы находитесь в сложной ситуации, и вы должны как-нибудь с этим справиться. Вы должны решить, что Геральт будет делать, находясь в этой ситуации, если бы на его месте были вы», — отмечал один из разработчиков заданий в игре Матеуш Томашкевич.
Игрок, управляя Геральтом, исследует огромный открытый мир, вступая в сражения с чудовищами. Сюжет игры, помимо основной линии, имеет множество побочных заданий.
Заслуженную любовь игроков за счёт своей простоты и зрелищности снискала боевая система, которая позволяла использовать различные техники боя, задействуя мечи, магические заклинания, арбалеты и бомбы.
«Мы хотели, чтобы в «Ведьмаке 3» вы более походили на ведьмака, чем в прошлых играх. Не только в плане сюжета, но и в игровом процессе. Пришлось внести множество правок в боевую систему, чтобы вы смогли почувствовать себя настоящим мастером клинка, коим и является Геральт. Мы также добавили «ведьмачье чутьё», — говорил один из разработчиков игры Михал Платков-Гилевски.
Изначально «Ведьмак 3: Дикая охота» вышла на PC, PlayStation 4, Xbox One. В 2019 году появилась адаптация для Nintendo Switch. При этом в 2022-м для консолей последнего поколения — PlayStation 5 и Xbox Series X/S — была выпущена обновлённая версия с улучшенной графикой и поддержкой современных технологий вроде трассировки лучей.
На популярном агрегаторе отзывов Metacritic у игры оценка 9,1 на основе оценок, выставленных 17 тыс. пользователей. К данному моменту суммарные продажи игры польской студии CD Projekt RED превысили 50 млн копий. До января 2021 года «Ведьмак 3: Дикая охота» был рекордсменом по количеству наград «Игра года» (260).
Кроме того, карточная мини-игра Гвинт, появившаяся в части «Ведьмак 3: Дикая охота», стала настолько популярной, что позднее вышла как отдельный проект.

Отметим, что Анджей Сапковский, автор книжной серии про «Ведьмака», в которую входят три сборника рассказов и пять романов, не участвовал в создании игр, но дал разрешение на использование своего мира и персонажей.
При этом писатель не считает сюжет игр каноническим: «Ведьмак» — хорошо сделанная видеоигра, её успех оправдан и полностью является заслугой создателей. Но ни в коем случае нельзя считать её «альтернативной версией» или «продолжением» истории ведьмака Геральта. Потому что это может быть рассказано только автором Геральта, Анджеем Сапковским».
Между тем именно игровая адаптация его романов сделала Анджея одним из наиболее популярных фантастов современности. Занятно, что сам писатель не верил в успех игр, ведь в 2004 году он отказался от процента от будущих продаж, взяв единовременную выплату в размере примерно $10 тыс.
«Я был настолько глуп, что продал им права за всю сумму. Они мне предложили процент от прибыли, но я отказался, сказав, что прибыли не будет вообще: «Отдавайте мне мои деньги сейчас же! Всю сумму». Я был глуп. Настолько глуп, что оставил всё в их руках, поскольку не верил в их успех. Но кто мог его предвидеть? Я не мог», — подчёркивал писатель.
Согласно последним данным, CD Projekt RED получила от продаж игры и её дополнений более $330 млн дохода.
В 2018 году Сапковский обратился в суд с иском к разработчикам, требуя выплатить ему дополнительные $16 млн в качестве процента от прибыли. Однако суд принял решение в пользу разработчиков, и писатель проиграл дело. Несмотря на это, компания решила проявить добрую волю и в начале 2019 года объявила о выплате компенсации автору. Сумма компенсации не разглашается, но очевидно, что она значительно меньше, чем требовал Сапковский.
Добавим, что спустя несколько лет после выхода игры состоялась премьера сериала «Ведьмак» от Netflix, главную роль в котором исполнил Генри Кавилл. К данному моменту вышло уже три сезона, а сейчас ведётся разработка четвёртого и пятого сезонов, в которых Геральта уже сыграет Лиам Хемсворт.
В свою очередь, польская студия CD Projekt RED с октября 2022 года разрабатывает четвёртую часть «Ведьмака». Официальный анонс проекта состоялся 13 декабря 2024 года на The Game Awards. Согласно тизер-трейлеру, главным протагонистом игры станет Цири.
«Пока мы не собираемся объявлять дату запуска игры. Всё, что мы сейчас можем, — дать инвесторам более чёткое представление, что игра не выйдет в течение первого целевого периода программы поощрений, который закончится 31 декабря 2026 года», — подчёркивал финансовый директор студии Пётр Нелюбович.