РЕН ТВ
Весь мир страдает от глобального потепления, а в США в январе случилась самая холодная зима. В 10 штатах из-за морозов погибли 83 человека. Однако на термометре было не ниже минус 30.
Что страшнее, жара или холод? рассказывает программа "Невероятно интересные истории" с Алексеем Корзиным и Владиславом Рябовым на РЕН ТВ.
История Джилл Хайнерт, застрявшей в айсберге
На самом деле, убить может и то и другое, но ученые все-таки считают, что мороз опаснее. Шансов выжить во льдах у человека меньше, чем в пустыне под палящим солнцем.
Джилл Хайнерт из Канады прочувствовала это на себе. Она исследователь-резидент канадского Королевского географического общества, поэтому, когда ей предложили вместе с другими учеными обследовать айсберги, сразу согласилась. Если бы она знала, чем закончится эта экспедиция.
"Моей задачей было нырнуть и обследовать, есть ли пещеры внутри айсберга. Но это оказалось сущим адом. Я всматривалась в ледяную расщелину, которая переливалась всеми оттенками синего, которые только можно вообразить, и меня затягивало в черноту", – поделилась исследователь-резидент канадского Королевского географического общества Джилл Хайнерт.

Как только исследователи подбирались слишком близко ко льду, потоки затягивали их вниз.
"Когда мы были на глубине где-то 40 метров, мы не могли понять, где верх, а где низ. Все было будто одинаковым и непонятным, а потом течение резко усилилось", – вспоминала Джилл Хайнерт.
В конце концов течение стало настолько мощным, что водолазов потоком протащило сквозь расщелину в айсберге. В тот момент им казалось, что они уже не смогут выбраться на поверхность. Каждая попытка вылезти из ледяной ловушки заканчивалась провалом, водоворот затягивал их обратно.
"Плюс, у меня была течь в перчатке, и холодная вода словно парализовала мою руку, я ее не чувствовала. Мы должны были погрузиться на час, но прошло три, а мы все никак не могли вылезти из этой ледяной ловушки, а потом я увидела мелкие отверстия во льду, думаю, это рыбы постарались, и мы как на скалодроме цеплялись за них и ползли вверх против течения", – поведала Джилл Хайнерт.

Группе Джилл повезло, они все смогли выбраться из ледяной ловушки. На память о том погружении у Хайнет осталась частичная потеря чувствительности кисти из-за обморожения.
История Кена Джонса, отправившегося покорять вершину в Румынии
Чаще всего в ледяном плену оказываются восходители – при подъеме на вершину легко оступиться, сорваться и упасть в расщелину. Такое может случиться даже с самыми подготовленными спортсменами, но есть такие люди, которые сами лезут на льдины, чтобы их покорить.
Беспомощность – это то, что 26-летний Кен Джонс запретил себе чувствовать в тот день. В 2003-м он отправился в одиночку покорять пик Молдовяну в Румынии. Даже для бывшего спецназовца это был не самый простой маршрут, но Кен даже не представлял, насколько сложным он окажется на самом деле.
На подходе к вершине Кен попал сразу в две лавины: первая сбила его с ног, вторая скинула вниз со склона. Он сломал ногу, раздробил кости таза и очнулся у подножия скалы. Джонс понимал: искать его тут никто не будет.

"Помню, я подумал: "Я не хочу тут умирать совсем один. Я должен отсюда выбраться, я должен идти", – поделился бывший военнослужащий армии Великобритании Кен Джонс.
Едва волоча сломанную ногу, он ковылял 16 километров, прежде чем добрался до пещеры, которая стала его укрытием. Три ночи на морозе, каждая казалось ему последней, но он продолжал искать дорогу домой.
"Прошел 16 километров, дошел до ручья, дальше он действовал правильно, потому что рано или поздно все ручьи объединяются в какие-то реки, а на берегу реки найти жилье людей – это хороший вариант. Из безвыходных, наверное, самый лучший", – отметил спасатель международного класса, заслуженный спасатель РФ Дмитрий Коринный.
Кен пробыл в холодной воде чуть меньше трех часов, когда он добрался до людей – едва стоял. В больнице врачи смогли сохранить ему ногу, но хирурги Румынии и Великобритании хором заверили Джонса: он не сможет ходить. Вот только бывший спецназовец решил иначе.
Сегодня он тренирует восходителей и экстремалов перед экспедициями, свой центр назвал иронично: "Лавинные состязания на выносливость". Кен уверен: он смог вернуться с той горы живым только потому, что у него были подготовка и знания.
История 11-летнего Нормана Оллестада, выжившего при крушении самолета
У 11-летнего Нормана Оллестада – единственного выжившего в крушении самолета в горах Калифорнии – не было ничего. Отец учил его быть сильным и не сдаваться, но разве этого достаточно, чтобы ребенок в одиночку выжил зимой в горах?

"Папа всегда говорил: "Не теряй надежду. Даже если опустился на самое дно, то всегда есть шанс от него оттолкнуться и вынырнуть", – вспоминал Норман Оллестад.
Отец Нормана был экстремалом – он считал, что сын должен разделять его увлечения, и таскал ребенка с собой в горы и на серфинг. 19 февраля 1979 года они возвращались из очередного приключения – летели частным самолетом. С ними была подруга отца Сандра.
Пилот и отец погибли сразу во время крушения, Сандра прожила еще несколько часов, а Норман весь в ссадинах и ушибах остался один в горах на высоте 2500 метров. За 15 часов ребенок сам добрался до горнолыжного курорта.
"Мне повезло: руки и ноги на месте. Правда три пальца не левой руке – ничего не чувствую ими, но это не страшно. Я выжил", – поделился Норман Оллестад.
Норман хотел стать спортсменом, как его отец, но после обморожения у него нарушилось кровообращение в ногах. Большой спорт для него остался несбыточной мечтой. В результате Оллестад стал писателем, опубликовал роман о том самом крушении и его долгой дороге к спасению. В 2009-м книгу включили в топ лучших бестселлеров года.