Внешнеполитическую многовекторность недопустимо сводить к оперативным «метаниям» между разными ориентирами ради краткосрочной выгоды. Это может иметь неблагоприятные последствия, заявил директор Института научной информации по общественным наукам РАН, член-корреспондент РАН Алексей Кузнецов в ходе видеомоста Москва — Бишкек — Ереван — Астана — Ташкент — Минск, посвящённого теме «Итоги Евразийского аналитического форума: как обеспечить эффективность госуправления». Трансляция была организована с подключением площадки в мультимедийном пресс-центре Sputnik Армения.
Кузнецов отметил, что у каждого государства есть собственные национальные интересы и приоритеты, вытекающие из географических, культурных и исторических особенностей. По его словам, разновекторность внешнеполитических приоритетов отдельных стран ЕАЭС в условиях санкционного давления в ряде случаев сыграла на пользу участникам союза в целом. Вместе с тем он подчеркнул важность коллективной силы и координации позиций между странами.
«Условно, если говорить о Центральной Азии: сегодня мы хотим дружить с Китаем, завтра рассчитываем на Турцию, послезавтра вновь вспомним про Россию, а потом придут европейцы с какими‑то фондами и все бросятся в очередь непонятно за чем. Во всех регионах мира, и особенно это видно на примере глобального Юга, подобные прыжки в расчете на сиюминутную выгоду заканчиваются плачевно», — заявил он.
В ходе выступления также обсуждались вопросы безопасности. Кузнецов обратил внимание на необходимость рассматривать безопасность не только в военном контексте. Он указал, что при отсутствии социальных мер по предотвращению общественных дисбалансов в условиях экономического развития государство не сможет обеспечить устойчивую безопасность. «Если в контексте экономического развития государство не предпринимает социальных мер для предотвращения дисбаланса в обществе, то безопасности у вас не будет», — сказал учёный.
Понятие многовекторности внешней политики анализировали и другие участники форума. Аналитик Белорусского института стратегических исследований, кандидат исторических наук Ольга Лазоркина отметила, что это понятие претерпевает трансформацию и требует осмысления в иных категориях с учётом реалий «на земле», включая приоритеты национальных интересов.
«Когда мы говорим о многовекторности, мы подразумеваем прежде всего сохранение национальных интересов и опору на них. Но многовекторность и национальные интересы должны преломляться по текущим реалиям. Нам важно понимать, в какую эпоху мы живём, и пересматривать критерии реализации национальных интересов. Они тоже меняются. Это должна быть гибкая категория как в системе государственного управления, так и на внешнем контуре», — полагает Лазоркина.
В качестве практического примера успешной адаптации к изменившимся условиям она привела опыт Республики Беларусь, отметив его значимость для выработки управленческих подходов и внешнеполитических ориентиров.
В работе IV Евразийского аналитического форума участвовала делегация Армяно‑Российского (Славянского) университета. Проректор университета по науке Паркев Аветисян предложил развивать институт совместной магистратуры и аспирантуры для подготовки управленческих кадров на базе совместного научного руководства со странами‑партнёрами. Он обратил внимание на недостаточную развитость механизмов совместных научных и аналитических исследований в рамках ЕАЭС и подчеркнул значимость такой работы для подготовки специалистов в области управления и экономики с учётом накопленного в регионе опыта.
«Министерство науки и высшего образования Российской Федерации размещает господзадание в российских вузах. Но пока нет госзадания для российско‑национальных университетов. Я бы даже назвал это межгосударственным заданием по формированию научно‑исследовательских работ. У нас есть успешный опыт с российскими коллегами, и я считаю, что его можно развивать с коллегами из других стран‑участниц ЕАЭС и государств СНГ», — представил свою инициативу проректор РАУ.
IV Евразийский аналитический форум (ЕАФ‑2025) прошёл 9–13 сентября на берегу озера Иссык‑Куль в Кыргызской Республике. Тема форума звучала как «Становление Большого Евразийского партнёрства как основы системы развития и безопасности в Большой Евразии».
Участники обсудили ключевые вопросы интеграции, обеспечения безопасности и расширения сотрудничества в евразийском пространстве. В центре дискуссий были приоритеты в геополитических ориентирах России и других государств региона, а также механизмы укрепления научно‑аналитического взаимодействия и подготовки кадров для государственной службы и экономики.